Введение
В последние три года в Республике Карелия дизайнерская деятельность сопровождается межпрофессиональной дискуссией и разработкой методологической рамки, определяющей особенности регионального стиля дизайна, его характеристик. Это в большой степени связано с тем, что дизайн стал такой же значимой деятельностью по идентификации региона, как и близкое к нему изобразительное искусство[1]. Сам по себе дизайн можно определять как индустрию производства образов, объединяющую науку, искусство и технологию[2].
В XX в. дизайн значительно повлиял на тотальную предметную среду, непрерывно порождаемую цивилизацией. История предметного мира, которой занимаются музеи, не может быть осмыслена без истории дизайна, который стал частью мирового культурного наследия. С последней четверти XX в. дизайн становится интересен не только музеям изобразительного и декоративно-прикладного искусств, но и краеведческим, научно-техническим музеям, появляются специализированные музеи дизайна.
2020 год: столетие Республики Карелия и столетие дизайна
В 2018 г. Национальный музей Финляндии организовал выставку «10 000 лет дизайна. Человек, материя, преобразование». Эту выставку дополнил каталог, который стал беспрецедентной попыткой обобщения истории материальной культуры, декларацией оригинального финского подхода к дизайну и особенным образом сфокусированной презентацией музейных коллекций[3].
В преддверие 100-летия Республики Карелия Национальный музей Республики Карелия обратил внимание на 100 лет развития материальной культуры в нашем регионе, выяснение ее региональных особенностей и истоками северного дизайна в карельском стиле. В октябре 2018 года началась «Лаборатория северного дизайна» — проект-победитель конкурса «Музей 4.0» программы «Музей без границ» Благотворительного фонда Владимира Потанина[4].
Юбилей республики символически совпал с эпохальными событиями, связанными с рождением дизайна после социальных революций и второй промышленной революции в начале века, в числе которых рождение дизайнерского проектного подхода в образовательных центрах «Баухаус» в Германии и ВХУТЕМАС в России, провозгласивших единство среды, архитектуры, интерьера, искусства и технологий.
Североевропейские страны — соседи нашего региона — в прошлом веке создали северный («скандинавский») дизайн на основе своего наследия. Северный дизайн получил мировое признание. Он стремится к равновесию человека и природы, эстетики и функции, традиции и эксперимента. Финский дизайн соединил национальную традицию и модернизм. Геселиус, Линдгрен, Сааринен, архитекторы художественной мастерской в Виттреске, дизайнеры и архитекторы Алвар и Айно Аалто начали процесс, который сделал Финляндию одной из важнейших стран с точки зрения дизайна.
Идеи северного дизайна, сотрудничество карельских художников с европейскими соседями оказывают большое влияние на деятельность дизайнеров Карелии. Узнаваемость, уникальность дизайнерского творчества в регионе — фактор экономического и творческого успеха. Поэтому формирование карельского стиля дизайна является частью общей стратегии, объединяющей усилия, в том числе, музейных сотрудников и дизайнеров, а также их партнеров.
Юбилейный для республики год стал показательным для коллабораций различных субъектов/акторов, объединяющих в результатах деятельности наследие, традиции и дизайн. В 2020 г. Карельское региональное отделение Союза дизайнеров России[5] организовало фестиваль «Петрозаводск — столица российского дизайна». Программа фестиваля включила разнообразные культурные и деловые события, среди которых следует выделить выставку «VICTORIA DESIGN AWARDS ДИЗАЙН РОССИИ 2020» в музее изобразительных искусств Республики, региональный конкурс предметного дизайна и ремёсел «Придумано и сделано в Карелии»[6] и одноименную выставку во Всероссийском музее декоративно-прикладного искусства в Москве[7].
«Протодизайн Карелии». Экспресс-выставка (инсталляция в постоянной экспозиции Национального музея Республики Карелия) во время события «Про дизайн» проекта «Лаборатория северного дизайна». Июнь 2019 г. Автор фотографии Леонид Николаев
В этих событиях 2020 и начала 2021 годов в республике и на федеральном уровне были представлены современные работы дизайнеров и ремесленников Карелии, а в музейном проекте «Лаборатория северного дизайна» партнерам удалось проанализировать и представить историю регионального дизайна, cформулировать его стилевые характеристики.
«Лаборатория северного дизайна»
Проект Национального музея Республики Карелия организовал совместную деятельность музейного и арт-сообществ для появления новых культурных продуктов и услуг, развития профессиональных компетенций, поиска новых методов работы с культурным наследием. Он был реализован с 1 октября 2018 г. по 31 марта 2021 г. Основные партнеры проекта: Ассоциация этнокультурных центров «ЭХО» (на первом этапе проекта), Карельское региональное отделение «Союз дизайнеров России», Галерея промышленной истории (на втором этапе проекта).
Исследовательский этап проекта включил работу с источниками, с публикациями и музейными собраниями Национального музея и муниципальных музеев Республики Карелия, интервью с дизайнерами, художниками, ремесленниками. Результатом стало исследование «Дизайн Карелии XX — начала XXI века», авторы — искусствовед Екатерина Рычкова и доцент кафедры технологии, изобразительного искусства и дизайна Института педагогики и психологии ПетрГУ Ирина Власова[8].
Обложка издания в электронном виде «Дизайн Карелии XIX – начала XXI вв. Исследование в рамках проекта «Лаборатория северного дизайна». Дизайн Евгении Маккоевой
Одновременно подготовлено музейное издание «Интерпретация культурного наследия в ремёслах и дизайне», подготовленное Екатериной Логвиненко, научным сотрудником Национального музея Республики Карелия[9]. Это издание знакомит профессионалов с историей ремесел, представленных в коллекциях музея, объясняет, как с ними познакомиться.
Разворот октябрьского номера журнала Carelia за 2020 г. с фотографиями выставки «Формы времени. Из истории предметного и средового дизайна Карелии (XIX–XX век)». Фотография Евгении Маккоевой
Пик деятельности проекта пришелся на 2020 г., юбилейный для Республики Карелия. Команда проекта организовала три творческих лаборатории с участием экспертов в области творческих индустрий и музейного дела из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Коломны, Ярославля, Сыктывкара, Архангельска, Мурманска. Результатами этих лабораторий стали открытие выставок «Линии времени. Из истории графического дизайна Карелии (XX век), «Формы времени. Из истории предметного и средового дизайна Карелии (XIX–XX век)», «ТДТ-55 «Онежец». История одного трактора»; издание арт-путеводителя «Немыслимый Петрозаводск» по десяти тематическим городским маршрутам в электронном[10] и печатном вариантах[11]; музейный магазин Национального музея Республики Карелия и оригинальные ремесленные и дизайнерские сувенирные линейки.
Книга «Формы времени. Дизайн Карелии». Автор фотографии Евгения Маккоева. Архив проекта «Лаборатория северного дизайна»
Фрагмент интерьера музейного магазина Национального музея Республики Карелия. Изделия, спроектированные и изготовленные дизайнером Яной Пермяковой. Автор фотографии Леонид Николаев. Архив проекта «Лаборатория северного дизайна»
В завершение проекта с января по март 2021 г. в онлайн формате была проведена программа «Карельский дизайн-марафон». В ней состоялись премьеры фильмов «Карельский дизайн» и Kozittu, организован «Модный показ» этноколлекций дизайнерской одежды, сняты и представлены видеоролики об авторах сувенирных линеек для музейного магазина, проведен конкурс новых скетчей для электронной версии арт-гида «Немыслимый Петрозаводск» [12].
«Карельский дизайн». Заставка из трейлера документального фильма
Заключение
В начале 2021 г. была издана научно-популярная книга «Формы времени. Дизайн Карелии»[13], в которой обобщены результаты проекта «Лаборатория северного дизайна». Авторы-составители книги убеждены, что карельский дизайн соответствует общим принципам северного дизайна[14] с присущими ему лаконичностью, демократичностью, функциональностью, обращённостью к природе как главному источнику творчества. Экологичность, использование местных природных материалов в производстве, работа с северным образом жизни, выявление связей между городской и народной деревенской культурой, уважительное отношение к традициям и ремеслу обусловили преемственность и выразительность форм карельского дизайна, открытого к новому, но опирающегося на опыт прошлого.
Карельский стиль дизайна в перспективе основывается на уникальной географии, культуре и истории нашего пограничного, северного региона России, объединяющего российский и европейский культурный и технологический опыт.
Вместе c истоками, характеристиками, историческими примерами карельского стиля дизайна в книге «Формы времени. Дизайн Карелии» от первого лица представлена деятельность петрозаводских дизайнеров Яны Пермяковой и Евгении Маккоевой, участников проекта, создателей своих брендов[15]. Авторы являются сторонниками развития регионального стиля в контексте северного дизайна, включающего в себя традиции художественного проектирования предметного мира скандинавских стран и Финляндии, традиции Русского Севера и современные глобальные/интернациональные тенденции.
Вместе с упомянутой книгой другими способами представления истории и современности регионального дизайна стали видеоработы: документальный фильм «Карельский дизайн»[16], короткометражный фильм Kozittu[17] проекта «Лаборатория северного дизайна»[18], видеоролик Karelian Design Code, произведенный КРО «Союз дизайнеров России» в рамках фестиваля «Петрозаводск — столица российского дизайна 2020» для программы RUSSIA: multibrand[19]. Эти фильмы являются успешными примерами коллабораций представителей творческих профессий, музейных и других специалистов.
Таким образом, в последние годы, создан заметный информационный и образовательный ресурс, которым могут оперировать музеи, творческие индустрии, образовательные институции и другие заинтересованные субъекты. Это своего рода виртуальный музей карельского дизайна, в том числе обращающий внимание на способы формирования образов Карелии и их изменение во времени.
Список литературы
34 определение понятия что такое дизайн // Border. Журнал о дизайне и технологиях [Электронный ресурс]. — URL: https://jborder.ru/stati/34-opredelenie-ponyatiya-chto-takoe-dizajn/. — (04.11.2021).
Власова, И. А. Дизайн Карелии XIX — начала XXI вв. Национальный музей Республики Карелия; Ассоциация этнокультурных центров и организаций по сохранению наследия «ЭХО». Исследование в рамках проекта «Лаборатория северного дизайна» / И. А. Власова, Е. А. Рычкова. — Петрозаводск, 2019. — URL: https://yadi.sk/i/zw97OS0TOd_WUw. — (04.11.2021).
Выставка «Придумано и сделано в Карелии» // Всероссийский музей декоративно-прикладного искусства [Электронный ресурс]. — URL: https://vmdpni.ru/data/events/2021/fevral/pridumano_i_sdelano_v_karelii/index.php. — (04.11.2021).
Глазычев, В. Л. О дизайне : очерки по теории и практике дизайна на Западе / В. Л. Глазычев. — Москва : Искусство, 1970. URL: http://www.glazychev.ru/books/design/design.htm. — (04.11.2021).
Дизайн и ремесла : бренд из Карелии // VK.com [Электронный ресурс]. — URL: https://vk.com/designiremeslo. — (04.11.2021).
Дизайн и ремесла // Instagram [Электронный ресурс]. — URL: https://www.instagram.com/designiremeslo. — (04.11.2021).
Карельский дизайн : документальный фильм // YouTube [Электронный ресурс]. — URL: https://youtu.be/00mmeUslAV4. — (04.11.2021).
Код северных ремесел // Karelia CBC [Электронный ресурс]. — URL: https://kareliacbc.fi/ru/projects/kod-severnykh-remyosel. — (04.11.2021).
Короткометражный фильм Kozittu // YouTube [Электронный ресурс]. — URL: https://youtu.be/KyXAenLl32I. — (05.11.2021).
КРО «Союз дизайнеров России» // VK.com [Электронный ресурс]. — URL: https://vk.com/kro_ooo_cdr. — (04.11.2021).
Лаборатория северного дизайна : проект // Национальный музей Республики Карелия [Электронный ресурс]. — URL: http://nmrk.karelia.ru/site/section/1234. — (04.11.2021).
Лаборатория Северного дизайна // VK.com [Электронный ресурс]. — URL: https://vk.com/severdesign. — (04.11.2021).
Логвиненко, Е. С. Интерпретация культурного наследия в ремеслах и дизайне / Е. С. Логвиненко. — Петрозаводск : Национальный музей Республики Карелия, 2019. — 133 с. — URL: https://disk.yandex.ru/i/n5uYAuApilsgng. — (04.11.2021).
Немыслимый Петрозаводск : городской скетчбук : [путеводитель] / автор идеи: Евгения Маккоева ; авторы-составители: Тамила Асанова, Евгения Маккоева. — Петрозаводск : Periodika, 2020. — 78 с.
Петрозаводск «Столица дизайна 2020» // VK.com [Электронный ресурс]. — URL: https://vk.com/ptz2020. — (04.11.2021).
Ульянов, П. Северный дизайн / П. Ульянов // Искусство. Журнал. — 2017. — №2 (601). — URL: https://iskusstvo-info.ru/severnyj-dizajn/. — (04.11.2021).
Формы времени. Дизайн Карелии / Национальный музей Республики Карелия; авторы-составители Д. Н. Кузнецов, Е. С. Логвиненко, Е. И. Маккоева; научный консультант Е. А. Рычкова. Петрозаводск : Периодика, 2021. — 171 с.
Karelian Design Code // YouTube [Электронный ресурс]. — URL: https://youtu.be/JaipBpHoosU. — (04.11.2021).
Karelian Design : Петрозаводск // VK.com [Электронный ресурс]. — URL: https://vk.com/designkarelian. — (04.11.2021).
Karelian Design // Instagram [Электронный ресурс]. — URL: https://www.instagram.com/kareliandesign/. — (04.11.2021).
Kozittu (фильм в режиссерской версии) // YouTube [Электронный ресурс]. — URL: https://youtu.be/lJ5KF1s8N9Q. — (05.11.2021).
Kokkonen, V. Man Matter Metamorphosis — 10 000 Years of Design / V. Kokkonen, F. Colombo. — Helsinki : The Finnish Heritage Agency, 2018. — 370 p.