ОРЕХОВА Е. А. СТРОИТЕЛЬСТВО ПАЗСКИХ ГЭС В ПУБЛИКАЦИЯХ ГАЗЕТ «ПОЛЯРНАЯ ПРАВДА» И «СОВЕТСКАЯ ПЕЧЕНГА» (1950–1970-е гг.) // Альманах североевропейских и балтийских исследований. Выпуск 7, 2022, DOI: 10.15393/j103.art.2022.2365


Выпуск № 7

pdf-версия статьи

СТРОИТЕЛЬСТВО ПАЗСКИХ ГЭС В ПУБЛИКАЦИЯХ ГАЗЕТ «ПОЛЯРНАЯ ПРАВДА» И «СОВЕТСКАЯ ПЕЧЕНГА» (1950–1970-е гг.)

CONSTRUCTION OF THE PAZ HYDROPOWER PLANTS IN THE PUBLICATIONS OF THE NEWSPAPERS ‘POLIARNAIA PRAVDA’ AND ‘SOVETSKAIA PECHENGA’ (1950–1970s)

ОРЕХОВА Екатерина Александровна / OREKHOVA Ekaterina
Государственное областное учреждение культуры «Мурманский областной краеведческий музей» / State Regional Cultural Institution ‘Murmansk Museum of Local History’
Россия, Мурманск / Russia, Murmansk
orekhova51@gmail.com
Ключевые слова:
Пазские ГЭС, Печенгский район, Мурманская область, советско-норвежские отношения, советско-финляндские отношения, международное сотрудничество / Paz hydroelectric power stations, Pechenga region, Murmansk region, Soviet-Norwegian relations, Soviet-Finnish relations, international cooperation
Аннотация: In the 1950s–1970s, a cascade of hydroelectric power stations was built on the Paz river in the Pechenga district of the Murmansk region. Construction had a special feature — for almost twenty years on the border area it was carried out by Norwegian and Finnish firms and workers. Based on the materials of the regional newspapers Sovetskaia Pechenga and Poliarnaia Pravda, an analysis is made of the coverage of this process in the local press.

Строительство и эксплуатация каскада Пазских ГЭС является примером успешного многолетнего сотрудничества трёх пограничных стран — России, Норвегии и Финляндии. Первая станция будущего каскада, Янискоски, была построена еще во время Второй мировой войны. В 1950 г. она была введена в эксплуатацию после восстановительных работ, проведенных финской фирмой «Иматран Войма». В дальнейшем, практически без перерыва, вплоть до 1970 г., финские и норвежские фирмы «Иматран Войма» и «Норэлектро» построили для СССР на реке Паз еще четыре станции — Раякоски, Кайтакоски, Борисоглебская и Хевоскоски.

В 1950–1970-х гг. в Мурманской области продолжалось создание системы гидроэлектростанций, начавшееся еще в довоенный период. Как и другие достижения народного хозяйства, эти события освещались областной прессой. Однако строительство на реке Паз имело особую черту — в течение почти 20 лет на приграничной территории его вели иностранные фирмы и рабочие. Попытаемся выяснить, как это отразилось в местной печати. С этой целью были проанализированы газеты «Советская Печенга» и «Полярная правда»[1].

Всего за 1949–1971 гг. было опубликовано материалов с упоминанием Пазских ГЭС: в «Советской Печенге» — 70, в «Полярной правде» — 56. Для советской региональной прессы было свойственно заимствовать информацию, связанную с международными отношениями, у центральных изданий. Фактически же таких публикаций не так много. Районная «Советская Печенга» в указанный период опубликовала всего шесть таких материалов. Это были статьи «Советской России» и «Полярной правды». В свою очередь, областная «Полярная правда» перепечатала 10 сообщений «Правды» и ТАСС. В основном, это были советско-норвежские и советско-финляндские коммюнике.

В 1949–1954 гг. об активно ведущемся строительстве ГЭС на реке Паз не упоминала ни районная «Советская Печенга», ни областная «Полярная правда». Ничего не сообщает об этом в обзорной статье «Энергетика Заполярья» от 19 февраля 1949 г. и главный инженер Кольской энергосистемы М. И. Зархи, принимавший непосредственное участие в проектировании и строительстве ГЭС Янискоски[2]. При этом подробная информация о планировании и строительстве других ГЭС в регионе публиковалась регулярно[3].

Только в январе 1955 г. в статье «Огромный рост» Н. Е. Колембет, управляющий Кольским энергетическим районным управлением, впервые упоминает о работе Пазского каскада ГЭС и ГЭС Раякоски[4]. Районная газета «Советская Печенга» впервые сообщила об их существовании летом 1956 г. в короткой заметке «На экскурсии». В ней рассказывалось о посещении комсомольцами автотранспортного цеха «одной из электростанций нашего района», правда, без указания названия и места[5]. Впрочем, судя по публикации от 14 сентября 1956 г., такие поездки проходили регулярно, и их целью была ГЭС Раякоски[6].

Логично было бы предположить, что увеличение количества публикаций должны были быть связаны с началом строительства или вводом в строй новых ГЭС.

На 1955–1956 гг. приходится наибольшее количество публикаций, упоминающих строительство Пазских ГЭС в «Полярной правде» — по 7 в год. Однако половина из них была заимствована у «Правды» и ТАСС. При этом ход строительства и работа других ГЭС региона описывались регулярно, подробно и силами собственных корреспондентов[7].

Может сложиться впечатление, что редакции обеих газет избегали сообщений об иностранном участии в строительстве[8]. Действительно, вплоть до середины 1960-х гг. подобные сведения поступали, в основном, из центральных средств массовой информации — ТАСС, газет «Правда» и «Советская Россия». В них сообщали о контактах СССР, Норвегии и Финляндии по вопросам регулирования водного режима реки Паз, планах строительства там советских и норвежских ГЭС[9]. Ввод в строй ГЭС Кайтакоски в 1959 г. был упомянут дважды в «Советской Печенге» и трижды в «Полярной правде», при этом об участии иностранных специалистов в строительстве не сообщалось. Собственные публикации этого времени информировали читателей о партийной учебе, выполнении плановых заданий и обязательств, участии в соревнованиях коллективов Пазских ГЭС[10].

Однако если обратиться к периоду в целом, упоминания об иностранном участии в строительстве ГЭС были довольно частыми. Из 70 публикаций «Советской Печенги», оно отмечается в 30, из 59 публикаций «Полярной правды» — в 29 случаях.

В связи с запуском в 1964 г. Борисоглебской ГЭС значительно выросло количество публикаций о ней в «Советской Печенге» — их было 11. Очередной рост пришелся на период строительства ГЭС Хевоскоски в 1968 и 1970 гг. — 11 и 10 соответственно. При этом в половине случаев упоминались иностранные строители. Количество публикаций на эту тему в «Полярной правде» в 1957–1971 гг. не превышало трех–четырех в год.

Состав авторов и тем публикаций в двух газетах несколько различается. В «Полярной правде» из 17 известных по именам авторов шесть специальных корреспондентов, шесть работников энергетического комплекса, один научный сотрудник, три туриста, председатель областного совета по туризму и экскурсиям. «Советская Печенга» располагала несколько большим количеством авторов (20). Среди них — руководящий (1), инженерный (3) и партийный (3) состав каскада, собственные и специальные корреспонденты (4), жители Печенгского района. Отчасти это отразилось на тематике публикаций. Можно выделить шесть тем: состояние и перспективы развития энергетики, международное сотрудничество, участие энергетиков в общественной, партийной жизни и социалистических соревнованиях, строительство ГЭС, туризм, быт энергетиков. Областная газета уделяла больше внимания общим вопросам: перспективам развития энергетики (11), репортажам о строительстве ГЭС (10) и туризму (8). Районную газету интересовали темы общественной жизни (27) и быта энергетиков (11). Международное участие в строительстве освещалось, в целом, одинаково часто.

В 1949–1971 гг. на страницах «Полярной правды» руководители и специалисты энергетического комплекса Мурманской области регулярно знакомили читателей с общим положением дел в этой сфере. Среди авторов: М. И. Зархи — главный инженер Кольской энергосистемы, Н. Е. Колембет — управляющий Кольским энергетическим районным управлением, И. Голков — инженер Колэнерго, Ю. Копытов — главный энергетик производственно-технического отдела Мурманского совнархоза, К. К. Сараханов — председатель центральной комиссии Мурманского совнархоза по экономии электроэнергии. «Советская Печенга» за это же время опубликовала лишь статью главного инженера Борисоглебской ГЭС А. Василевского, посвящённую обзору энергетики Печенгского района[11].

Практически равным было количество публикаций, посвящённых международному сотрудничеству при строительстве ГЭС. Часть из них, как отмечалось выше, была заимствована, часть написана собственными корреспондентами обеих газет. Примечательны заголовки статей, которые должны были демонстрировать официальную трактовку совместной работы советских и иностранных строителей. В частности, подчеркиваются темы дружбы, сотрудничества, мира на пограничных территориях: «Борисоглебская ГЭС в строю. Хороший пример советско-норвежского сотрудничества», «Свет дружбы на реке Пас», «Пограничная река дружбы», «Плотина дружбы», «Паз — река дружбы», «Пасвикэльв — река пограничная», «Там, где проходит граница. Паз — река сотрудничества и дружбы», «Плотина соединяет две страны», «В совместном труде», «Стройка на границе», «По законам добрососедства». Авторы неоднократно подчеркивали высокий уровень взаимопонимания, существовавшего между строителями. Участие норвежских специалистов в создании ГЭС определялось как «яркое свидетельство крепнущих добрососедских отношений между СССР и Норвегией», «вклад в дело мира», «дружбы между народами», «торжество ленинской политики мирного сосуществования государств с различным общественным строем». Корреспонденты нередко обращались к истории Второй мировой войны и совместной борьбе советского и норвежского народа с общим врагом, подчеркивая преемственность их сотрудничества. Создавался положительный образ норвежских строителей как «трудолюбивых, деловитых и точных» работников. Традиционными для советской прессы и интересными для советского читателя были описания условий труда и зарплаты иностранных рабочих. Внештатный корреспондент «Советской Печенги» А. Сухвал в репортаже со строительства Борисоглебской ГЭС в апреле 1963 г. сообщал, что норвежцы неохотно идут на сокращение сроков строительства и строго придерживаются установленного графика — «ведь рабочие получают повременную оплату, поэтому им невыгодно спешить». Отмечалось, что для них работы на строительстве ГЭС были хорошим заработком, при этом каникулы — рождественские и пасхальные, норвежцам не оплачивались. В октябре 1969 г. на строительстве ГЭС Хевоскоски побывала корреспондент «Полярной правды» С. Попова. Норвежские строители рассказали ей, что «при десятичасовом рабочем дне (сюда включается и обеденный перерыв) рабочий получает от фирмы от двух с половиной до четырех тысяч крон в месяц. Правда, 38 процентов заработка съедают налоги». Читателям разъяснялись причины, по которым к строительству советских ГЭС были привлечены специалисты из Норвегии и Финляндии. Корреспондент «Полярной правды» В. С. Белоусов в августе 1970 г. писал: «На севере этих государств, как известно, очень плохая занятость людей. Тысячи простых норвежцев и финнов не могут найти работу у себя на родине. Учитывая это, Советское государство пошло навстречу нашим северным соседям, предоставив им возможность построить для нас на пограничной реке Паз каскад электростанций[12]».

Большой объём публикаций посвящён участию коллективов ГЭС в общественной и партийной жизни, социалистических соревнованиях. Здесь явный количественный перевес на стороне «Советской Печенги» — 27 против двух. Содержание статей в целом стандартно, как и их названия — «Успехи энергетиков», «Энергетики опережают время», «Голосуют энергетики», «Рапортуют энергетики», «У энергетиков Раякосской ГЭС», «У энергетиков Борисоглебской ГЭС»[13]. Примечательно, что в них тема международного сотрудничества не затрагивается вообще.

Интересна тема быта энергетиков, обслуживавших работу каскада, ведь вся инфраструктура их посёлков была построена по непривычным для советских граждан иностранным стандартам. Первой к этой теме в 1963 г. обратилась «Советская Печенга». Внештатный корреспондент газеты А. Сухвал посетил Борисоглебскую ГЭС и строящийся при ней  посёлок. Он отметил удобства в оборудовании квартир — полки, рамы окон на вращающихся шарнирах, оборудование кухонь, электрическое отопление. Однако, пишет он, «кое с чем мы не могли согласиться. Почему, например, проход в одну из комнат сделан через кухню? По нашему мнению, есть ненужные излишества. Так, в подвале каждого дома установлен электробойлер»[14]. Эта публикация осталась самым подробным описанием новостройки. В дальнейшем авторы ограничивались указаниями на важные для советских читателей подробности — наличие полностью меблированных квартир, оборудованных школ, спортзалов, магазинов, медицинских пунктов и клубов, уют и благоустроенность новых посёлков при ГЭС[15]. Гораздо большее внимание уделялось иллюстрациям советского образа жизни — учебе, свадьбам, культурному досугу, работе сотрудников станций по благоустройству[16].

Довольно часто поднималась тема туристических поездок и образовательных экскурсий, в маршруты которых входили ГЭС Раякоски и Борисоглебская. Первыми экскурсантами на них еще в 1950-х годах, очевидно, стали работники предприятий Печенгского района[17]. В 1960 — начале 1970-х гг. туристические поездки на северо-запад области с посещением Борисоглебской ГЭС стали популярны у трудящихся из других районов Мурманской области[18]. Так, в 1965 г. Мурманский областной совет профсоюзов организовал серию экскурсий для «молодых рабочих и работниц Заполярья». Первая группа экскурсантов — рабочих предприятий рыбной промышленности и строительных организаций, проехала по маршруту «река Западная Лица — Никель — Заполярный — Борисоглебская ГЭС»[19]. В том же 1965 г., в период действия безвизового режима для граждан Скандинавии и Финляндии, посещение Борисоглебской ГЭС предлагалось не только советским, но и иностранным туристам[20]. Для жителей Печенгского района посещения ГЭС, очевидно, сочетались с отдыхом на природе. Так, в 1967 г. Печенгский райком профсоюза работников культуры предложил организовать экскурсию на ГЭС Раякоски. Кратко упомянув об интересном рассказе начальника гидротехнического цеха о принципе работы агрегатов станции, автор подробно описывает рыбалку на берегах реки Наутси, песни у костра, замечательную гостиницу и магазин посёлка энергетиков. Однако он не забывает отметить, что «поездка для всех была полезной, дала возможность ближе познакомиться с экономикой и перспективами развития Печенгского района»[21]. Учителя районных школ использовали возможность посещения ГЭС для учебных экскурсий[22]. В 1970-х гг. организацией поездок занимались Мурманский областной совет по туризму и Мурманское бюро путешествий и экскурсий[23]. Впрочем, большой поток туристов отражался на качестве. Так, туристы из Мурмашей писали на страницах «Полярной правды»: «Неудачно проходит посещение комбината “Печенганикель” и Борисоглебской ГЭС. Одновременно прибывает несколько групп туристов, ни один экскурсовод не в состоянии одновременно интересно провести экскурсию с большим количеством людей. Мы засекли время: оказалось, на комбинате “Печенганикель” и Борисоглебской ГЭС мы были немногим более двух часов, остальное время прошло в дороге. Везде мы слышали: “быстрее-быстрее”»[24].

 В целом, несмотря на большие объемы строительства ГЭС и участие в нём значительного числа иностранных специалистов, они оказались слабо включенными в жизнь района и области. Отчасти это было связано с отдаленностью строительных объектов и их естественной изоляцией. Это также вполне соответствовало желанию властей держать под контролем контакты граждан разных стран. Региональная пресса вплоть до 1955 г. сохраняла полное молчание об идущем с участием иностранных фирм строительстве на границе. Лишь с наступлением «оттепели», информация о Пазских ГЭС стала поступать к советскому читателю.

События в Финляндии и Норвегии регулярно освещались и «Полярной правдой», и «Советской Печенгой» в рассматриваемый нами период. Нередко они были связаны с критикой внешней политики, общественно-политического и экономического строя соседних стран. При этом репортажи о Пазских ГЭС, упоминавшие иностранное участие в их строительстве, всегда отличались благожелательным тоном, подчеркивали важность добрососедства и совместной работы народов-соседей. Подобный подход находился в русле советской идеологии, разделявшей политику правящих кругов капиталистических стран и отношение к СССР их жителей. Советские граждане убеждались в том, что народы мира поддерживает миролюбивые инициативы СССР, выступают за мир, дружбу и сотрудничество. Региональная пресса в лице областной газеты «Полярная правда» и районной «Советской Печенги» действовала в соответствии с этими ориентирами.



Просмотров: 274; Скачиваний: 94;

DOI: http://dx.doi.org/10.15393/j103.art.2022.2365