ВИХАВАЙНЕН Т. ОДИН ИЗ ФРОНТОВ ВОЙНЫ. РЕЦ. НА КН.: Kulha, Keijo K. Sotapropagandan valiojoukko 1941–1944. Helsinki: Minerva, 2021. 245 s. (Кулха, Кейо К. Элита военной пропаганды 1941–1944. Хельсинки: Минерва, 2021. 245 с.) // Альманах североевропейских и балтийских исследований. Выпуск 6, 2021, DOI: 10.15393/j103.art.2021.2027


Выпуск № 6

pdf-версия статьи

ОДИН ИЗ ФРОНТОВ ВОЙНЫ. РЕЦ. НА КН.: Kulha, Keijo K. Sotapropagandan valiojoukko 1941–1944. Helsinki: Minerva, 2021. 245 s. (Кулха, Кейо К. Элита военной пропаганды 1941–1944. Хельсинки: Минерва, 2021. 245 с.)

ONE OF THE FRONTS OF WAR. REVIEW OF: Keijo Kalevi Kulha. Sotapropagandan valiojoukko 1941–1944 (Helsinki: Minerva, 2021), 245 p.

ВИХАВАЙНЕН Тимо / VIHAVAINEN Timo
Профессор-эмеритус / Professor Emeritus
Финляндия, Хельсинки / Finland, Helsinki
timo.vihavainen@helsinki.fi
Ключевые слова:
Военная пропаганда, советско-финляндские отношения, Вторая мировая война / Military propaganda, Soviet-Finnish relations, World War II
Аннотация: Book review.

В 1939 г. Яакко Леппо издал книгу под названием «Пропаганда. Решающее оружие»[1]. Опыт Первой мировой войны показал, что там, где на линии огня погибали тысячи и тысячи людей, меткий политический удар по тылу был способен разрушить всю военную машину.

Россия была ярким примером этого, а родившаяся в Германии теория Dolchstoßlegende, или легенда об ударе ножом в спину воюющей армии, стала великим мифом, который весьма эффективно проложил Гитлеру путь к власти.

Пропаганду тщательно изучали также в послевоенные годы, и повсюду велась подготовка к новой тотальной войне, в которой пропагандистский фронт имел бы первостепенное значение. В эпоху радио противодействовать пропаганде с помощью одной лишь цензуры стало особенно сложно. Нужно было научиться управлять настроениями и противостоять слухам. Всё это требовало значительного оборудования и понимания того, как им пользоваться.

Слово «пропаганда» (лат. propaganda дословно — «подлежащая  распространению») происходит от латинского propago — «распространяю». Основанная в 1622 г. католической церковью и управляемая иезуитами Конгрегация пропаганды веры (Sacra Congregatio de Propaganda Fide) представляла собой священное учреждение для распространения веры, или коллегию. На немецком языке это название Kongregation für die Evangelisierung der Völker, в испанском языке могут использоваться две формы: Congregación para la Difusión de la Fe или Congregación para la Evangelización de los Pueblos. Таким образом, вера и благая весть (Евангелие) используются здесь как синонимы.

И в военной пропаганде вера была важным объектом и инструментом воздействия. При необходимости хорошие новости можно было чередовать с плохими. Самым важным было то, что своя благая весть выдержала и оказала влияние, а враждебный эффект был отражён.

В Войне-продолжении Финляндия оказалась на пропагандистском фронте между двух огней. Советский Союз размещал на наших радиоволнах свою пропаганду, которая вообще-то была не очень эффективной, но, помимо этого, в том же ряду стояла и Англия, с которой мы также были в состоянии войны. Руководство английской пропагандистской деятельностью осуществлялось небольшим бюро — Управлением политической войны (Political Warfare Executive), которое чётко устанавливало, что и как следует предлагать финнам в определённый момент, а о чем говорить нельзя.

В Швеции также изрядно понервничали из-за затягивания финнами войны и пытались пропагандировать по возможности скорейшее перемирие, независимо от собственных взглядов Финляндии. Совершенно очевидно, что и в Америке придерживались такой же позиции.

Если добавить к этому, что и немцы предлагали Финляндии далеко не приятное пропагандистское варево, можно понять, что работы пропагандистам хватало. Следует отметить, что слушать вражескую пропаганду у нас не запрещали, как в Германии, где это каралось смертью, и частные радиоприемники не изымались, как в Советском Союзе. В этом были свои риски, но очевидно, что это повысило достоверность нашего Евангелия.

Государственное информационное агентство, или VTL (Vetelä), выполняло широкий спектр работ и, среди прочего, контролировало развитие настроений через специальную организацию (SAT-VIA), а также стремилось управлять ими через ту же сеть.

В эту работу немалую лепту внесли и социал-демократы, которые подчеркивали, что финский рабочий не хотел принимать участия в захватнической войне и держится ногтями и зубами за достигнутую им демократию. Ни одна немецкая или русская система не приемлема для Финляндии. В соответствии с этим была ориентирована ​​и пропаганда.

Когда обсуждались основы пропагандистской деятельности, среди прочего возникла точка зрения о том, что именно демократическая система нуждалась в пропаганде. На протяжении 1930-х гг. коммунисты и нацисты восхваляли свои колоссальные достижения, которые поражали мир. Поэтому в Финляндии многие думали, что только в этих странах всё делается для людей, в то время как у нас ничего. Борьба с этими заблуждениями была сложной задачей.

Конечно, у врага тоже были слабые места, а у нас — сильные стороны. Мы узнавали о советских лагерях и казнях из первых рук, когда заключённые время от времени спасались бегством, пересекая нашу восточную границу. Но такие аргументы могли привлечь только самых глупых и ожесточённых.

Имперская история Англии тоже была полна насилия и несправедливости. Говорить о фронте демократических стран, в числе которых были Советский Союз и Англия, в конце концов было бы просто дурной шуткой, хотя у английской культуры, и не без причины, имелись свои почитатели в Финляндии.

В свою очередь, мы, финны, были настоящими демократами по рождению, а финская демократическая ментальность уходила корнями далеко в глубь истории и была связана с традициями деревенской общины. В Финляндии феодалы не возвышались над народом, а подчинялись тому же закону, что и вольные крестьяне. Страна была построена по закону, а не с применением насилия.

Именно таким образом была представлена в пропаганде финляндская ситуация, и за этим стояло мастерство молодого историка Эйно Ютиккалы, который одновременно возглавлял производственный отдел агентства VTL. В этом отделе лучшие таланты нашей страны писали статьи для прессы и радио. Безусловно, представленная картина получалась односторонней, но что ещё можно было предпринять в крайне спорной ситуации, когда вокруг всё было накалено и факты фальсифицировались в ущерб нам?

Кейо К. Кулха известен своими многочисленными книгами, которые переносят читателя в военное время, и эта работа сфокусирована непосредственно на истории производственного отдела VTL и деятельности его сотрудников[2]. Это был небольшой, но потрясающе талантливый круг специалистов, судя по тому, что из их числа целых десять человек стали академиками, пятеро — так называемой старой Академии и ещё пять — новой.

Впечатляет и тот факт, что большинство членов Академии, созданной после войны, изначально принадлежали к так называемой интеллигенции первого поколения. Она состояла из детей, родители которых были работниками физического труда и не ходили в школу.

Излишне говорить, что это было весомым аргументом в пользу точки зрения Ютиккалы, подчеркивающего значение финской демократии. На момент основания Академии прошло сто лет после публикации «Калевалы», но во времена Лённрота ещё совершенно нельзя было говорить о финском народном образовании или даже о финском языке как языке обучения. Теперь же Академия, признанная на международном уровне, стала реальностью.

Финляндия реализовала один из важнейших идеалов равенства Великой французской революции: carrière ouverte aux talents — карьера открыта для талантов!

Пропагандистами, работавшими в производственном отделе и ставшими академиками, были Эйно Ютиккала, Мартти Хаавио, Лаури Пости, Хейкки Варис, Кустаа Вилкуна, Г. Х. фон Райт, Тойво Пекканен, Мика Валтари, Тауно Нурмела и Матти Кууси.

Автор увлеченно описывает их карьерный рост и работу в VTL, иногда останавливаясь на более общих событиях военного времени. Хотя этот фронт войны хорошо изучен, он оказывается совершенно неизвестным для массового сознания, ведь он гораздо менее драматичен по сравнению с боевыми действиями на фронтах, где проливались реки крови. Тем не менее он мог быть даже решающим.

Любопытным, но малоизвестным институтом, сыгравшим важную роль в развитии финской культуры и общества, был так называемый Летний университет (Kesäyliopisto), по сути дела — дискуссионный клуб, объединяющий патриотически настроенные, в основном либеральные силы из разных партий.

Летний университет посещали, например, Вилкуна, Пости, Хаавио, Нурмела и Кууси. Кроме того, его движущими силами в свое время были У. К. Кекконен и Л. А. Пунтила. К слову сказать, насколько я понимаю, этот институт всё ещё существует и Кулха является одной из его ключевых и влиятельных фигур.

Тем не менее не стоит строить теории заговора, основываясь на таких взаимосвязях. Следует понимать, что наши мужчины всегда испытывали влечение к различным клубам и будут испытывать его и в будущем. Как убедительно, на мой взгляд, показывает книга Кулха, национально настроенные, умеренные интеллектуалы сыграли важную роль в служении Родине во время войны и сумели блестяще исполнить свой долг.

 Перевод С. В. Нагурной


Список литературы

Kulha, K. K. Sotapropagandan valiojoukko 1941–1944 / K. K. Kulha. — Helsinki : Minerva, 2021. — 245 s.

Leppo, J. Propaganda. Ratkaiseva ase / J. Leppo. — Helsink i: Otava, 1939. — 270 s.



Просмотров: 370; Скачиваний: 159;

DOI: http://dx.doi.org/10.15393/j103.art.2021.2027