ЛИМАН И. Г., ШЕСТАКОВА Е. Н. ПРОЕКТ «100 СИМВОЛОВ КАРЕЛИИ» // Альманах североевропейских и балтийских исследований. Выпуск 6, 2021, DOI: 10.15393/j103.art.2021.1821


Выпуск № 6

pdf-версия статьи

ПРОЕКТ «100 СИМВОЛОВ КАРЕЛИИ»

THE PROJECT '100 SYMBOLS OF KARELIA'

ЛИМАН Игорь Геннадиевич / LIMAN Igor
Институт языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН / Institute of Linguistics, Literature and History, Karelian Research Centre, Russian Academy of Sciences
Россия, Петрозаводск / Russia, Petrozavodsk
igorrlim@gmail.com
ШЕСТАКОВА Екатерина Николаевна / SHESTAKOVA Ekaterina
МУ «Петрозаводская библиотечная система» / Municipal Institution Petrozavodsk Centralized Library System
Россия, Петрозаводск / Russia, Petrozavodsk
kateshe28@gmail.com
Ключевые слова:
Карелия, региональная идентичность, символы, бренды / Karelia, regional identity, symbols, brands
Аннотация: The project '100 Symbols of Karelia' initiated by the information agency Republic of Karelia in February 2019 is analyzed. The representativeness of the project allows to assess the process of the formation of regional identity in Karelia. It determines the relevance of the study. As a result of the research, it was found out that the project 100 Symbols of Karelia does not pursue the goal of restoring the lost Karelian identity, it contributes to the formation of a new regional identity, which will unite modern local community based on recognizable symbols. At the same time, the authors of the article draw attention to the utilitarian significance of the project, which contributes to the solution of socio-economic problems of the region as well as to the development of its tourist potential as a part of its image program.

В феврале 2019 года информационное агентство «Республика Карелия» запустило проект «100 символов Карелии»[1], который был посвящён предстоящему столетию республики. Дата праздника связана с образованием Карельской Трудовой Коммуны (КТК), которое произошло 8 июня 1920 г. В свою очередь, официальный праздник был учреждён не так давно — в 1999 г., что стало важным этапом в политике идентичности современной Карелии. В пояснительной записке к законопроекту было указано, что праздник — «символ, олицетворяющий процесс оформления государственности Карелии»[2]. Данному празднику как символу Карелии посвящён один из репортажей рассматриваемого проекта. Собственно, сам проект «100 символов Карелии» следует воспринимать как продолжение процесса формирования региональной идентичности у жителей современной Карелии, поэтому важно обратить внимание на содержание предлагаемых символов и определить их значение.

Перечень символов для проекта формировался редакцией на основе пожеланий, высказанных жителями Карелии в социальной сети «ВКонтакте». Там присутствуют самые разные предложения — от забавных до весьма серьёзных. С целью создания репортажей были выбраны люди, места, события, природа, кухня, традиции — «все, чем мы с вами гордимся, что мы ценим, что мы хотим сохранить»[3]. Весьма уместно говорить о том, что предпринимается попытка создать перечень «мест памяти» Карелии (по мысли Пьера Нора), что есть «всякое значимое единство, материального или идеального порядка, которое воля людей или работа времени превратили в символический элемент наследия памяти некоторой общности»[4]. Соответственно, избранные символы являются отражением природы карельской идентичности[5], что прослеживается как в сюжетах с обобщенными заголовками, например, «Варежки», так и в более конкретных и очевидных для читателя, например, «Кюккя».

На основе представленных в проекте символов было выделено 12 смысловых групп (рис. 1). На приведённой диаграмме можно заметить, что более половины символов связано с именами известных деятелей, сферой искусства, этносами и их специфическими особенностями. Репрезентативная выборка позволила выявить, что разные группы населения Карелии не всегда имеют даже поверхностное представление о содержании данных символов, особенно о биографиях выдающихся личностей. В таком случае важная задача проекта состоит в просвещении населения, что в долгосрочной перспективе будет способствовать его консолидации и росту патриотических настроений. В то же время необходимо обратить внимание на практически полное отсутствие символов, связанных с региональными событиями и организациями. Данное обстоятельство свидетельствует о значительной атомизации сообщества в настоящий момент, однако рассматриваемый проект должен способствовать её преодолению.

 

 

 Рис. 1. Смысловые группы проекта «100 символов Карелии»

 

Если говорить об этнической идентичности, то в настоящее время «карельская идентичность — это почти утраченная материя»[6]. Об этом свидетельствует последняя Всероссийская перепись населения 2010 г.[7], согласно результатам которой в Карелии проживает 45 570 человек, которые идентифицируют себя как карелы, что составляет примерно 7% от общей численности населения региона (643 548 человек). Из них информацию о владении языками указали 45 557 человек, среди которых 45 529 человек владеют русским языком (почти 100%; только 28 человек не владеют), а карельским — только 16 876 человек (примерно 37% от общей численности карелов; примерно 2,6% от общей численности населения Карелии). Таким образом, в относительном выражении цифры получаются весьма небольшие. Если сравнивать их с результатами предыдущей переписи, то обнаруживается ещё более безотрадная картина. Ранее, согласно результатам Всероссийской переписи населения 2002 г.[8], в Карелии проживало 65 651 карелов, что на тот момент составляло примерно 9,1% от общей численности населения региона (716 281 человек). Из них 65 546 человек владели русским языком (почти 100%; только 105 человек не владели), а карельским — 31 794 человека (примерно 48% от общей численности карелов; примерно 4,4% от общей численности населения Карелии). Соответственно, наблюдается ярко выраженная тенденция, которая свидетельствует об угасании этнической идентичности у карелов. Не только количественные данные, но также сама попытка изучать традицию, которая предпринимается в проекте «100 символов Карелии», говорит о том, что мы уже не в силах однозначно распознать её носителей[9]. В такой момент возникает потребность в «местах памяти», и они рождаются — бастионы, которые позволяют сохранить исчезающие воспоминания[10].

Проект «100 символов Карелии» преследует цель даже не восстановления утраченной идентичности или поддержания того, что от неё осталось, а формирования новой региональной идентичности, которая объединит современное локальное сообщество на основе узнаваемых символов. Следующий этап развития символов Карелии будет связан с возникновением коммеморативных практик, когда начнутся работы, связанные с установкой памятников, проведением юбилейных торжеств, использованием символов в названиях улиц, а также другими подобными мероприятиями. Первые шаги в этом направлении уже сделаны, и постепенно символы проникают в городскую инфраструктуру. Соответственно, предлагаемый проект ориентирован не столько на карелов в этническом смысле, сколько на всех тех людей, которые проживают на территории современной Карелии и отождествляют себя с данным территориальным пространством — это более значительное по своим количественным параметрам сообщество.

На основе опубликованных репортажей и отсутствия среди них некоторых сюжетов относительно чётко прослеживаются пространственные характеристики проекта, которые ограничиваются административно-территориальными границами современного субъекта Российской Федерации — Республика Карелия. Из повествования были исключены сюжеты о символах, которые имеют отношение к Карелии как исторической области, но в настоящее время расположены на территориях Финляндии, Ленинградской и Архангельской областей. Если говорить о карельском народе, то встречаются только упоминания о достаточно многочисленных группах, проживающих за пределами Республики Карелия. О таких сюжетах не вспомнили как редакторы проекта, так и пользователи социальной сети, которые предлагали свои идеи для репортажей. Данное обстоятельство отчасти свидетельствует о том, что процесс формирования новой региональной идентичности происходит весьма успешно.

Проект «100 символов Карелии» как попытка объединить сообщество — это только одна составляющая, которая не исчерпывает его содержания. Весьма отчётливо прослеживается один из критериев отбора символов — формирование положительного и притягательного имиджа Карелии. Данный имидж должен способствовать развитию туристского потенциала региона, и в этом смысле происходит формирование даже не символов, а брендов Карелии. Такой исключительно маркетинговый термин прямо используется в некоторых репортажах, например, об озёрах, которые «давно считаются главным брендом Карелии»[11]. Соответственно, в дальнейшем «бренды» проникают в туристические путеводители[12], а затем превращаются в один из пунктов обязательной программы посещения мест как для гостей региона, так и его постоянных жителей. В результате открываются дополнительные коммерческие возможности использования узнаваемого бренда, что справедливо как в случае с конкретным местом, так и с символами идеального порядка. В свою очередь, работа с брендами имеет определённую специфику. Их многочисленность — не лучшее решение. Для продвижения символов как брендов предпочтительнее сосредоточиться только на уникальных вариантах, которые будут ассоциироваться именно с Карелией.

Кроме того, обозначение объекта как символа помогает решить некоторые социально-экономические задачи, потому что способствует привлечению дополнительных финансовых средств в проекты, которые с ними связаны. В настоящее время один из таких проектов нацелен на работу с Онежскими петроглифами, которые планируется включить в туристические маршруты, а затем создать соответствующую инфраструктуру для их посещения, что является крайне важным следствием формирования символов для жителей региона. Статус символа подчёркивает особое положение проекта на фоне его конкурентов, а также устанавливает определённую репутационную ответственность, когда реставрационные работы, например, не смогут столкнуться с необоснованным недостатком финансирования. Таким образом, проект «100 символов Карелии», вероятно, не ограничится только обозначением символов, но также повлечёт за собой их дальнейшее развитие, которое будет связано как с продолжением процесса формирования региональной идентичности, так и их коммерциализацией.

Вполне вероятно, что существует определённый баланс между двумя составляющими проекта «100 символов Карелии» — ценностной и коммерческой, под влиянием которых определяется выбор символов. Весьма распространенным является мнение, что символы трагических событий прошлого могут негативно с точки зрения коммерции сказаться на имидже региона, поэтому они зачастую оказываются исключёнными из подобных проектов. В репортаже о Беломорско-Балтийском канале указывается, что «не всякий символ Карелии — гордость республики», но в то же время «забывать о них мы не должны»[13]. Позиция редакторов проекта представляется верной, потому что сохранение памяти о трагических символах прошлого — перспективный путь. Ещё Эрнестом Ренаном было замечено, что страдания и траур консолидируют сильнее, чем триумф и успех[14]. В данном случае обозначается только один из таких символов, но трагических событий в тысячелетней истории Карелии было весьма много, однако они не стали частью проекта. Например, одним из пользователей социальной сети «ВКонтакте» было предложено включить Сандармох в перечень символов.  Его идею поддержали другие люди, если судить по количеству «лайков», однако соответствующего репортажа так и не появилось, хотя упоминания о нём присутствуют в некоторых выпусках.

Если обратиться к форме исполнения проекта, то можно заметить большое разнообразие используемых форматов: таймлайны, панорамы, фото, видео и подкасты. Венцом проекта должно стать издание книги, в которой будет представлена информация о каждом из выявленных символов Карелии. Использование креативного подхода в реализации подобных проектов является крайне важным фактором успеха, а его наличие неоднократно подтверждалось победами в разных номинациях престижных конкурсов. Соответственно, креативная форма исполнения проекта в совокупности с широким диапазоном охватываемых идей для символов позволяет получить отклик среди разных групп населения, а победа в борьбе за внимание читателя — главный приз в современном мире.

Анализ символов подводит нас к заключению, что их содержательность — соответствие действительным символам Карелии — является второстепенным вопросом, потому что они не воссоздаются, а формируются, и сам проект выполняет функцию их легитимации. Таким образом, проект «100 символов Карелии» отражает процесс формирования новой региональной идентичности. В свою очередь, существует и вторая составляющая проекта, которая в некотором смысле повторяет судьбу празднования Дня Республики[15]: утилитарное значение проекта, который служит решению некоторых социально-экономических задач региона, способствует развитию его туристского потенциала как часть имиджевой программы. Впрочем, проект ещё не закончен: на данный момент выпущено 95 репортажей (на 24 октября 2021 года), на основе анализа которых были выявлены обозначенные тенденции.


Список литературы

Ассман, А. Длинная тень прошлого: мемориальная культура и историческая политика / А. Ассман ; пер. с нем. Б. Хлебникова. — Москва : Новое литературное обозрение, 2014. — 328 с.

Сафронова, Ю. А. Историческая память: введение / Ю. А. Сафронова. — Санкт-Петербург : Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2019. — 220 с.

Франция–память / П. Нора [и др. ; пер. с фр. Д. Хапаевой]. — Санкт-Петербург : Изд-во СПбГУ, 1999. — 328 с.

Цумарова, Е. Ю. День Республики Карелия как праздник карельской государственности: от единства к утилитаризму / Е. Ю. Цумарова // Карелия – приграничный регион России в XX–XXI веках: формирование и становление карельской государственности в составе СССР / России / отв. ред. О. И. Кулагин. — Петрозаводск : Изд-во ПетрГУ, 2018. — С. 97–101.



Просмотров: 797; Скачиваний: 159;

DOI: http://dx.doi.org/10.15393/j103.art.2021.1821