В феврале 2019 года информационное агентство «Республика Карелия» запустило проект «100 символов Карелии»[1], который был посвящён предстоящему столетию республики. Дата праздника связана с образованием Карельской Трудовой Коммуны (КТК), которое произошло 8 июня 1920 г. В свою очередь, официальный праздник был учреждён не так давно — в 1999 г., что стало важным этапом в политике идентичности современной Карелии. В пояснительной записке к законопроекту было указано, что праздник — «символ, олицетворяющий процесс оформления государственности Карелии»[2]. Данному празднику как символу Карелии посвящён один из репортажей рассматриваемого проекта. Собственно, сам проект «100 символов Карелии» следует воспринимать как продолжение процесса формирования региональной идентичности у жителей современной Карелии, поэтому важно обратить внимание на содержание предлагаемых символов и определить их значение.
Перечень символов для проекта формировался редакцией на основе пожеланий, высказанных жителями Карелии в социальной сети «ВКонтакте». Там присутствуют самые разные предложения — от забавных до весьма серьёзных. С целью создания репортажей были выбраны люди, места, события, природа, кухня, традиции — «все, чем мы с вами гордимся, что мы ценим, что мы хотим сохранить»[3]. Весьма уместно говорить о том, что предпринимается попытка создать перечень «мест памяти» Карелии (по мысли Пьера Нора), что есть «всякое значимое единство, материального или идеального порядка, которое воля людей или работа времени превратили в символический элемент наследия памяти некоторой общности»[4]. Соответственно, избранные символы являются отражением природы карельской идентичности[5], что прослеживается как в сюжетах с обобщенными заголовками, например, «Варежки», так и в более конкретных и очевидных для читателя, например, «Кюккя».
На основе представленных в проекте символов было выделено 12 смысловых групп (рис. 1). На приведённой диаграмме можно заметить, что более половины символов связано с именами известных деятелей, сферой искусства, этносами и их специфическими особенностями. Репрезентативная выборка позволила выявить, что разные группы населения Карелии не всегда имеют даже поверхностное представление о содержании данных символов, особенно о биографиях выдающихся личностей. В таком случае важная задача проекта состоит в просвещении населения, что в долгосрочной перспективе будет способствовать его консолидации и росту патриотических настроений. В то же время необходимо обратить внимание на практически полное отсутствие символов, связанных с региональными событиями и организациями. Данное обстоятельство свидетельствует о значительной атомизации сообщества в настоящий момент, однако рассматриваемый проект должен способствовать её преодолению.
Рис. 1. Смысловые группы проекта «100 символов Карелии»
Если говорить об этнической идентичности, то в настоящее время «карельская идентичность — это почти утраченная материя»[6]. Об этом свидетельствует последняя Всероссийская перепись населения 2010 г.[7], согласно результатам которой в Карелии проживает 45 570 человек, которые идентифицируют себя как карелы, что составляет примерно 7% от общей численности населения региона (643 548 человек). Из них информацию о владении языками указали 45 557 человек, среди которых 45 529 человек владеют русским языком (почти 100%; только 28 человек не владеют), а карельским — только 16 876 человек (примерно 37% от общей численности карелов; примерно 2,6% от общей численности населения Карелии). Таким образом, в относительном выражении цифры получаются весьма небольшие. Если сравнивать их с результатами предыдущей переписи, то обнаруживается ещё более безотрадная картина. Ранее, согласно результатам Всероссийской переписи населения 2002 г.[8], в Карелии проживало 65 651 карелов, что на тот момент составляло примерно 9,1% от общей численности населения региона (716 281 человек). Из них 65 546 человек владели русским языком (почти 100%; только 105 человек не владели), а карельским — 31 794 человека (примерно 48% от общей численности карелов; примерно 4,4% от общей численности населения Карелии). Соответственно, наблюдается ярко выраженная тенденция, которая свидетельствует об угасании этнической идентичности у карелов. Не только количественные данные, но также сама попытка изучать традицию, которая предпринимается в проекте «100 символов Карелии», говорит о том, что мы уже не в силах однозначно распознать её носителей[9]. В такой момент возникает потребность в «местах памяти», и они рождаются — бастионы, которые позволяют сохранить исчезающие воспоминания[10].
Проект «100 символов Карелии» преследует цель даже не восстановления утраченной идентичности или поддержания того, что от неё осталось, а формирования новой региональной идентичности, которая объединит современное локальное сообщество на основе узнаваемых символов. Следующий этап развития символов Карелии будет связан с возникновением коммеморативных практик, когда начнутся работы, связанные с установкой памятников, проведением юбилейных торжеств, использованием символов в названиях улиц, а также другими подобными мероприятиями. Первые шаги в этом направлении уже сделаны, и постепенно символы проникают в городскую инфраструктуру. Соответственно, предлагаемый проект ориентирован не столько на карелов в этническом смысле, сколько на всех тех людей, которые проживают на территории современной Карелии и отождествляют себя с данным территориальным пространством — это более значительное по своим количественным параметрам сообщество.
На основе опубликованных репортажей и отсутствия среди них некоторых сюжетов относительно чётко прослеживаются пространственные характеристики проекта, которые ограничиваются административно-территориальными границами современного субъекта Российской Федерации — Республика Карелия. Из повествования были исключены сюжеты о символах, которые имеют отношение к Карелии как исторической области, но в настоящее время расположены на территориях Финляндии, Ленинградской и Архангельской областей. Если говорить о карельском народе, то встречаются только упоминания о достаточно многочисленных группах, проживающих за пределами Республики Карелия. О таких сюжетах не вспомнили как редакторы проекта, так и пользователи социальной сети, которые предлагали свои идеи для репортажей. Данное обстоятельство отчасти свидетельствует о том, что процесс формирования новой региональной идентичности происходит весьма успешно.
Проект «100 символов Карелии» как попытка объединить сообщество — это только одна составляющая, которая не исчерпывает его содержания. Весьма отчётливо прослеживается один из критериев отбора символов — формирование положительного и притягательного имиджа Карелии. Данный имидж должен способствовать развитию туристского потенциала региона, и в этом смысле происходит формирование даже не символов, а брендов Карелии. Такой исключительно маркетинговый термин прямо используется в некоторых репортажах, например, об озёрах, которые «давно считаются главным брендом Карелии»[11]. Соответственно, в дальнейшем «бренды» проникают в туристические путеводители[12], а затем превращаются в один из пунктов обязательной программы посещения мест как для гостей региона, так и его постоянных жителей. В результате открываются дополнительные коммерческие возможности использования узнаваемого бренда, что справедливо как в случае с конкретным местом, так и с символами идеального порядка. В свою очередь, работа с брендами имеет определённую специфику. Их многочисленность — не лучшее решение. Для продвижения символов как брендов предпочтительнее сосредоточиться только на уникальных вариантах, которые будут ассоциироваться именно с Карелией.
Кроме того, обозначение объекта как символа помогает решить некоторые социально-экономические задачи, потому что способствует привлечению дополнительных финансовых средств в проекты, которые с ними связаны. В настоящее время один из таких проектов нацелен на работу с Онежскими петроглифами, которые планируется включить в туристические маршруты, а затем создать соответствующую инфраструктуру для их посещения, что является крайне важным следствием формирования символов для жителей региона. Статус символа подчёркивает особое положение проекта на фоне его конкурентов, а также устанавливает определённую репутационную ответственность, когда реставрационные работы, например, не смогут столкнуться с необоснованным недостатком финансирования. Таким образом, проект «100 символов Карелии», вероятно, не ограничится только обозначением символов, но также повлечёт за собой их дальнейшее развитие, которое будет связано как с продолжением процесса формирования региональной идентичности, так и их коммерциализацией.
Вполне вероятно, что существует определённый баланс между двумя составляющими проекта «100 символов Карелии» — ценностной и коммерческой, под влиянием которых определяется выбор символов. Весьма распространенным является мнение, что символы трагических событий прошлого могут негативно с точки зрения коммерции сказаться на имидже региона, поэтому они зачастую оказываются исключёнными из подобных проектов. В репортаже о Беломорско-Балтийском канале указывается, что «не всякий символ Карелии — гордость республики», но в то же время «забывать о них мы не должны»[13]. Позиция редакторов проекта представляется верной, потому что сохранение памяти о трагических символах прошлого — перспективный путь. Ещё Эрнестом Ренаном было замечено, что страдания и траур консолидируют сильнее, чем триумф и успех[14]. В данном случае обозначается только один из таких символов, но трагических событий в тысячелетней истории Карелии было весьма много, однако они не стали частью проекта. Например, одним из пользователей социальной сети «ВКонтакте» было предложено включить Сандармох в перечень символов. Его идею поддержали другие люди, если судить по количеству «лайков», однако соответствующего репортажа так и не появилось, хотя упоминания о нём присутствуют в некоторых выпусках.
Если обратиться к форме исполнения проекта, то можно заметить большое разнообразие используемых форматов: таймлайны, панорамы, фото, видео и подкасты. Венцом проекта должно стать издание книги, в которой будет представлена информация о каждом из выявленных символов Карелии. Использование креативного подхода в реализации подобных проектов является крайне важным фактором успеха, а его наличие неоднократно подтверждалось победами в разных номинациях престижных конкурсов. Соответственно, креативная форма исполнения проекта в совокупности с широким диапазоном охватываемых идей для символов позволяет получить отклик среди разных групп населения, а победа в борьбе за внимание читателя — главный приз в современном мире.
Анализ символов подводит нас к заключению, что их содержательность — соответствие действительным символам Карелии — является второстепенным вопросом, потому что они не воссоздаются, а формируются, и сам проект выполняет функцию их легитимации. Таким образом, проект «100 символов Карелии» отражает процесс формирования новой региональной идентичности. В свою очередь, существует и вторая составляющая проекта, которая в некотором смысле повторяет судьбу празднования Дня Республики[15]: утилитарное значение проекта, который служит решению некоторых социально-экономических задач региона, способствует развитию его туристского потенциала как часть имиджевой программы. Впрочем, проект ещё не закончен: на данный момент выпущено 95 репортажей (на 24 октября 2021 года), на основе анализа которых были выявлены обозначенные тенденции.
Список литературы
Ассман, А. Длинная тень прошлого: мемориальная культура и историческая политика / А. Ассман ; пер. с нем. Б. Хлебникова. — Москва : Новое литературное обозрение, 2014. — 328 с.
Сафронова, Ю. А. Историческая память: введение / Ю. А. Сафронова. — Санкт-Петербург : Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2019. — 220 с.
Франция–память / П. Нора [и др. ; пер. с фр. Д. Хапаевой]. — Санкт-Петербург : Изд-во СПбГУ, 1999. — 328 с.
Цумарова, Е. Ю. День Республики Карелия как праздник карельской государственности: от единства к утилитаризму / Е. Ю. Цумарова // Карелия – приграничный регион России в XX–XXI веках: формирование и становление карельской государственности в составе СССР / России / отв. ред. О. И. Кулагин. — Петрозаводск : Изд-во ПетрГУ, 2018. — С. 97–101.