. ПАМЯТИ ЮРИЯ НИКОЛАЕВИЧА БЕСПЯТЫХ (1949–2021) // Альманах североевропейских и балтийских исследований. Выпуск 6, 2021, DOI: 10.15393/j103.art.2021.1743


Выпуск № 6

pdf-версия статьи

ПАМЯТИ ЮРИЯ НИКОЛАЕВИЧА БЕСПЯТЫХ (1949–2021)

IN MEMORY OF YURI NIKOLAEVICH BESPYATYKH (1949–2021)


 

3 июля 2021 г. ушёл из жизни ведущий научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории РАН доктор исторических наук Юрий Николаевич Беспятых. Выдающийся историк и источниковед, признанный специалист по истории России Петровской эпохи, Ю. Н. Беспятых внёс огромный вклад в развитие отечественной исторической науки.

Юрий Николаевич родился 6 июня 1949 г. в деревне Круглята Макарьевского района Кировской области. В 1971 г. он закончил филологический факультет Ленинградского государственного университета, где специализировался в области скандинавистики. После окончания университета Юрий Николаевич не сразу пришёл в «большую науку». Он преподавал немецкий язык в Пашозерской школе Тихвинского района Ленинградской области, затем работал переводчиком в институте «Ленгипроводхоз», откуда был призван в ряды Советской армии (служил командиром взвода). В 1975–1976 гг. Ю. Н. Беспятых работал старшим инженером (переводчиком) в Ленинградском зональном научно-исследовательском и проектном институте типового и экспериментального проектирования жилых и общественных зданий Государственного комитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР.

В декабре 1976 г. Юрий Николаевич Беспятых поступил в аспирантуру Ленинградского отделения Института истории (далее — ЛОИИ) СССР АН СССР, где его научным руководителем стал выдающийся учёный-скандинавист д. и. н. Игорь Павлович Шаскольский (1918–1995). Спустя годы Юрий Николаевич с неизменной теплотой вспоминал своего учителя. Игорь Павлович помог молодому учёному сделать первые шаги в науке и повлиял на выбор направления исследования.

В 1960–1970-х годах в ЛОИИ стала формироваться научная школа ленинградских скандинавистов, в центре внимания который находились проблемы взаимоотношений России и стран Северной Европы в Средневековье и Новое время. Вокруг И. П. Шаскольского объединились исследователи, занимавшиеся изучением истории стран Северной Европы. В разные годы учениками Игоря Павловича были В. Е. Возгрин, П. А. Кротов, Т. А. Шрадер, Г. М. Коваленко. Под руководством И. П. Шаскольского Юрий Николаевич написал и в 1980 г. защитил кандидатскую диссертацию «Россия и Финляндия во время Северной войны»[1].

В том же году Ю. Н. Беспятых был принят на должность младшего научного сотрудника ЛОИИ, исполнял обязанности учёного секретаря (до 1984 г.) сектора истории СССР периода феодализма. В июле 1986 г. он был переведён на должность научного сотрудника, а в мае 1989 г. — старшего научного сотрудника того же отдела. В 1989 г. Юрий Николаевич начал преподавать историю скандинавских стран на филологическом факультете Ленинградского государственного университета. В 1990 г. он защитил докторскую диссертацию «Западноевропейские источники по истории России первой четверти XVIII в.: (Ч. Уитворт, Г. Грунд, Л. Ю. Эренмальм)»[2]. Она была дополнена и опубликована в 1998 г. в виде монографии[3].

В научном творчестве Юрий Николаевич особое внимание уделял изучению и введению в научный оборот иностранных источников (дневников, записок, мемуаров) по истории России первой трети XVIII в. Из-под пера Ю. Н. Беспятых вышло более 150 научных работ: статей, монографий, публикаций документов. Его первые статьи были посвящены военным действиям на территории Финляндии в годы Северной войны, а также социально-экономическим проблемам приграничных территорий. В середине 1980-х годов на страницах научных и научно-популярных изданий появляются подготовленные Ю. Н. Беспятых фрагменты записок и мемуаров иностранцев о России петровского времени. Он также публикует статьи, сборники документов и монографии по истории Карелии, Архангельска и Великого Новгорода. В те же годы в сферу научных интересов Юрия Николаевича входит история раннего Санкт-Петербурга.

Научная публикация исторических источников — сложная, кропотливая и часто неблагодарная работа. Особенно трудно работать историкам с нарративными источникам иностранного происхождения. Юрий Николаевич свободно читал, переводил и комментировал труды современников Петра I, написанные на английском, шведском, голландском, немецком, датском, польском языках. В работе с источниками Ю. Н. Беспятых органично сочетал опыт и навыки филолога и историка-источниковеда. Он твёрдо придерживался принципов классического источниковедения. Ни одна из подготовленных им публикаций источников не выходила в свет без скрупулёзной внешней и внутренней критики. В своих трудах Юрий Николаевич также поднимал вопрос о принципах и приёмах перевода иностранных сочинений, поскольку только адекватный перевод обеспечивал успешную работу с источником.

В 1991 г. в издательстве «Наука» увидела свет его книга «Петербург Петра I в иностранных описаниях: Введение. Тексты. Комментарии»[4]. Публикация записок, дневников и мемуаров иностранных путешественников и дипломатов ознаменовала начало нового этапа изучения описаний российской столицы и стала важным событием для историков Санкт-Петербурга. Иностранные описания города на Неве первых лет существования — это ценнейшие и многогранные источники, позволяющие восстановить облик будущей российской столицы, её топографию, особенности быта и нравов жителей. Ю. Н. Беспятых не только перевёл на русский язык ранее не знакомые широкому кругу читателей описания петровского Санкт-Петербурга, он также выполнил новые переводы и уточнил авторство и датировку уже известных источников. Сравнив тексты двух немецких анонимных описаний Северной столицы по состоянию на 1710–1711 гг. и 1716–1717 гг., Ю. Н. Беспятых предположил, что у них мог быть один автор — немецкий путешественник Геркенс. По мнению Ю. Н. Беспятых, Геркенс имел задание русских властей познакомить Западную Европу с ходом строительства Санкт-Петербурга. Через шесть лет Юрий Николаевич опубликовал «Петербург Анны Иоанновны в иностранных описаниях: Введение. Тексты. Комментарии»[5]. За эту книгу Юрий Николаевич получил в 1998 г. Анциферовскую премию в номинации «Лучшие научно-исследовательские работы». Ни одно из исследований истории Санкт-Петербурга времён Петра Великого и Анны Иоанновны уже не может состояться без обращения к введённым им в научный оборот запискам, дневникам и мемуарам иностранных путешественников и дипломатов.

В 1999–2001 гг. Юрий Николаевич вместе с С. В. Цветковым (1952–2012) организовал и провел три международные конференции «Феномен Петербурга». В них принимали участие не только историки, но и филологи, литературоведы, искусствоведы, писатели и журналисты из Москвы и Санкт-Петербурга, а также зарубежные ученые. В актовом зале Всероссийского музея А. С. Пушкина на набережной Мойки, 12 звучали доклады и разворачивались дискуссии о роли Санкт-Петербурга в истории России XVIII–XX вв., его влиянии на различные сферы российской и европейской жизни. Юрий Николаевич был ответственным редактором трёх сборников статей участников конференций.

«Петербургская тема» никогда не уходила из научного творчества Ю. Н. Беспятых. Написанные в середине 1980-х годов в соавторстве с Н. Л. Сухачёвым две статьи о наводнениях ознаменовали начало многолетней работы, связанной с изучением литературы, анализом источников и поисков новых фактов. Её итоги нашли отражение на страницах монографии «Наводнения в Петербурге Петра I»[6], в которой на основе свидетельств современников воссоздана картина буйства водной стихии при Петре I и причиняемого ей ущерба первым строениям и жителям Санкт-Петербурга. Составленный Юрием Николаевичем список наводнений остаётся самым полным в современной историографии.

Благодаря его переводам широкий круг российских учёных получил возможность ознакомиться с трудами зарубежных исследователей истории и культуры Санкт-Петербурга: шведа Б. Янгфельдта, англичанина Э. Г. Кросса, поляка Л. Базылева.

В начале 2000-х годов в фокусе внимания Ю. Н. Беспятых оказалась биография первого петербургского губернатора Александра Даниловича Меншикова. В монографии «Александр Данилович Меншиков: Мифы и реальность»[7] Юрий Николаевич сфокусировал внимание на двух основных вопросах: грамотность и происхождение А. Д. Меншикова. Сделанные выводы существенно отличались от устоявшихся представлений. Ю. Н. Беспятых подверг критике миф о «худородном» происхождении А. Д. Меншикова. По мнению учёного, родоначальником династии Меншиковых являлся «пресветлый пан» Станислав Менжик, взятый в плен в Смоленске в 1654 г. Юрий Николаевич утверждал, что А. Д. Меншиков не просто был грамотен (умел читать и писать), но также знал математику, мог работать с различными чертежами, был специалистом в области судостроения и мореплавания.

Живой отклик у специалистов и любителей истории вызвала дискуссия Ю. Н. Беспятых с Н. И. Павленко о грамотности А. Д. Меншикова, которая развернулась на страницах научных и научно-популярных изданий, а также в средствах массовой информации. По мнению Н. И. Павленко, слова и выражения «читал» или «изволил прочесть» употреблялись не только, когда адресат лично знакомился с посланием, но и когда текст ему зачитывало иное лицо. В качестве примера учёный приводил ответы неграмотной Екатерины Алексеевны своему венценосному супругу: «я не часто пишу» или «прежде к вашей милости писала». Отстаивая свою позицию, в ходе полемики Ю. Н. Беспятых приводил выявленные им многочисленные свидетельства современников, а также рассредоточенные в различных источниках факты в доказательство грамотности А. Д. Меншикова. «А я ещё научу читать и писать Екатерину», — шутливо обещал своим коллегам Юрий Николаевич.

С 1994 по 1997 г. Ю. Н. Беспятых возглавлял Отдел источниковедения и архив Санкт-Петербургского филиала Института российской истории РАН. Это были сложные для института годы. Происходила смена поколений: ведущие специалисты в области источниковедения и скандинавистики уходили на пенсию или на преподавательские должности в вузах. Юрий Николаевич приложил немало усилий, чтобы привлечь к работе в архиве молодых историков. Он постоянно поощрял и поддерживал их интерес к научным исследованиям. Ю. Н. Беспятых чрезвычайно ответственно относился к работе с аспирантами и соискателями. Юрий Николаевич внимательно читал их первые научные сочинения, указывал на фактические ошибки, безжалостно исправлял стиль, орфографию и пунктуацию. Нередко статья или глава диссертации возвращалась молодому автору вся в карандашных или чернильных пометах, зачёркиваниях и исправлениях, под которыми с трудом можно было разобрать первоначальный текст. Юрий Николаевич терпеливо, но настойчиво развивал в своих учениках чувство научного стиля. Он постоянно повторял, что «корявым», плохим русским языком нельзя выразить блестящую идею, обосновать научное открытие, что форма должна соответствовать содержанию.

Вокруг Юрия Николаевича сформировалась школа петербурговедов и историков России петровского времени. Под его руководством успешно защитили кандидатские диссертации И. В. Саверкина, И. А. Голубева, Е. А. Андреева, Е. А. Кулакова и др. Юрий Николаевич был научным консультантом защитившего докторскую диссертацию А. Э. Алакшина. В настоящее время ученики Ю. Н. Беспятых работают в научно-исследовательских институтах, университетах и музеях Санкт-Петербурга, Москвы и других городов России. К 70-летию Юрия Николаевича его ученики, друзья и коллеги подготовили сборник статей «Петр Великий, российская власть и общество в эпоху перемен», который вышел в серии «Труды СПбИИ РАН» (СПб.: Историческая иллюстрация, 2019)[8].

В 2021 г. Ю. Н. Беспятых стал лауреатом премии Правительства Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургского научного центра РАН в номинации «исторические науки» (премия академика Е. В. Тарле) — за выдающиеся научные результаты в области изучения связей России и Европы в XVIII веке.

Юрий Николаевич Беспятых навсегда останется в памяти коллег и учеников не только выдающимся учёным, но и принципиальным, открытым и доброжелательным человеком.

Т. А. Базарова (СПбИИ РАН)



Просмотров: 507; Скачиваний: 177;

DOI: http://dx.doi.org/10.15393/j103.art.2021.1743