СУХОВ А. О. ПРИОБЩЕНИЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К КУЛЬТУРЕ КОРЕННЫХ НАРОДОВ КАРЕЛИИ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ // Альманах североевропейских и балтийских исследований. Выпуск 5, 2020, DOI: 10.15393/j103.art.2020.1625


Выпуск № 5

pdf-версия статьи

ПРИОБЩЕНИЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К КУЛЬТУРЕ КОРЕННЫХ НАРОДОВ КАРЕЛИИ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

THE INTRODUCTION OF FUTURE TEACHERS TO THE CULTURE OF INDIGENOUS PEOPLE LIVING IN KARELIA BY THE TOOLS OF THEATRE PEDAGOGY

СУХОВ Андрей Олегович / SUKHOV Andrei
Петрозаводский государственный университет / Petrozavodsk State University
Россия, Петрозаводск / Russia, Petrozavodsk
s.andreysuhov@gmail.com
Ключевые слова:
Театральная педагогика, интеграция, этнопедагогика, театральная деятельность, этнопедагогическая деятельность, народная культура, педагогическое мастерство / Theatre pedagogy, integration, ethnopedagogy, theatrical activity, ethnopedagogical activity, folk culture, multicultural education, pedagogical skills
Аннотация: The author describes the possibilities of theatre pedagogy and ethnopedagogy’s tools combined usage in the systems of primary and higher education as a synopsis of theatre pedagogy and ethnopedagogy’s basics. Showing the example of teaching the discipline Theatrical and ethnopedagogical activity in primary school the author presents the experience of organizing theatrical and ethnopedagogical activity of future teachers, who are also introduced to the culture of the indigenous peoples living in Republic of Karelia. There are highlighted the aspects of the mutual using theatre pedagogy and ethnopedagogy’s tools (theatricalisation, dramatization; tongue twisters, proverbs, sayings, fairy tales, legends, customs, rituals, epics) in order to acquaint the younger generations with the whole complex of ethnocultural creativity through theatre art.

Известно, этнопедагогика как самостоятельное направление педагогической мысли начала своё развитие благодаря деятельности Г. Н. Волкова. Исследователь считал, что «воспитание в этнопедагогике определяется через пример и любовь, а человек — через любовное воспитание, лелеяние»[1], способствующие его нравственному развитию.

Так, именно нравственность выступает «фундаментом, объединяющим традиционные ценности педагогических культур разных народов»[2], что становится особенно актуальным для народов Российской Федерации — одной из самых многонациональных стран мира, — стремящихся к мирному сосуществованию, несмотря на религиозные, социальные, культурные различия. Как поясняет Ш. М. Мухтарова, «в духовно-нравственном здоровье общества, народа и личности огромная роль принадлежит средствам национальной культуры, существенными элементами которой являются фольклор, музыка, декоративно-прикладное искусство»[3], а также театр, представляющий с древнейших времён не только способ познания действительности, но и действенное средство воспитания, изучение которого выделилось в такое направление педагогики как «театральная педагогика». Свои истоки она, как и этнопедагогическое учение, берёт в первобытном обществе, когда обучение подрастающих поколений происходило в виде обрядов, организованных для передачи традиционных ценностей и знаний племени. Тогда «в обряде драматизация переплеталась с ритмичной пластикой и возгласами, звуками шумовых и ударных инструментов, хоровым исполнением сакральных формул»[4].

Сегодня подобный метод воспитания продолжает активно использоваться в рамках этнопедагогической деятельности, которая «направлена на трансляцию этнокультурных ценностей, способствует развитию духовно-нравственной связи поколений путём передачи от старших поколений младшим этнической культуры»[5]. Формы и методы такой деятельности многовариативны: педагоги «организуют культурно-досуговую деятельность, в частности развлечения с элементами спортивных состязаний (а также тематические классные часы, экскурсии, походы — прим. авт.), привлекают детей к процессу создания национальной одежды для праздника или инсценировки народной сказки»[6]. В таком случае средства народной культуры («колыбельные песни…; пословицы и поговорки; обряды, обычаи, ритуалы; сказки, легенды, сказания, эпос…»[7]) представляют собой основу для постановки театрализованного представления, в ходе подготовки которого молодые поколения получают возможность ознакомиться с культурным творчеством той или иной национальности. Однако перед осуществлением постановочного процесса, важно удостовериться в профессиональной готовности учителей и преподавателей реализовать подобную деятельность, что определяет необходимость их предварительного обучения основам организации театральной и этнопедагогической деятельности.

Продемонстрировать процесс подготовки будущих педагогов в указанных областях можно на примере авторской дисциплины «Театральная и этнопедагогическая деятельность в начальной школе», разработанной с применением таких средств театральной педагогики, как драматизация и театрализация.

Главными задачами дисциплины являются приобщение будущих педагогов к культурам коренных народов Республики Карелия (карелов, вепсов, а также финнов как исторически сформировавшейся народности на территории Карелии), развитие творческих способностей воображения, внимания, педагогической эмпатии и интуиции, умений работать в команде.

В рамках дисциплины обучающиеся изучают историю театральной педагогики и этнопедагогики, сущность этнопедагогической деятельности, средства театральной педагогики, применимые в русле национально-культурного воспитания подрастающих поколений в Республике Карелия (узнают о культуре карелов, вепсов, финнов). По мере освоения теоретических основ курса будущие педагоги переходят к практическим занятиям. Они посвящены начальному процессу организации театрально-творческой деятельности педагога: подготовке сценария представления для учащихся младших классов с драматическими элементами.

В первую очередь обучающимся необходимо определиться с темой представления, которая по возможности должна объединять разные национальные культуры. В качестве примера преподаватель может предложить будущим учителям идею подготовки сценария праздника Рождества, включающего проведение традиционных игр, песен, танцев вепсов, карелов и финнов, а также элементы драматизации, которые связывали бы друг с другом творческие номера. Так, обучающиеся могут использовать фольклорных персонажей: животных, а также образы Красавицы Насто, старухи Лоухи, лесного духа Хийси и др., — в качестве инструментов, способных разнообразить сценическое действие, дополнить костюмированный праздник и связать части постановки единым сюжетом.

В результате работы за первый семестр студенты создают сценарий театрализованного представления, включающий характеристику используемых в нём компонентов национальной культуры коренных народов Республики Карелия.

В следующем семестре обучающимся необходимо создать драматургическую мини-пьесу по мотивам карело-финского эпоса «Калевала». Для этого преподаватель формирует две постановочные группы, каждая из которых выбирает одну или несколько рун в качестве основы будущего драматургического произведения, после чего ставит перед студентами следующие задачи:

  • выделить главные темы рун, актуализировав этнические составляющие;
  • составить общепсихологические портреты героев и второстепенных персонажей, задействованных в будущей постановке;
  • определить цель и задачи театральной и этнопедагогической деятельности (образовательную, развивающую и воспитательную).

Так, составив общепсихологические портреты главных и второстепенных героев, персонажей, будущие педагоги пишут текст мини-пьесы, согласно упрощенной композиции художественного произведения: завязка — кульминация — развязка (не прибегая к профессиональному разбору действия создаваемой ими пьесы: то есть они не выделяют исходное, главное, итоговое события и т. п.). Когда текст, расписанный по репликам действующих лиц, готов, группы обучающихся приступают к этюдной работе: передают друг другу части созданного в результате коллективного труда текста и разыгрывают описанное в нём действие в сценическом пространстве. Такая процедура показывает обучающимся, смогли ли они придать художественному тексту драматургическую форму, легко ли он разыгрывается потенциальными актёрами и даёт возможность проанализировать свою работу, а при надобности внести необходимые коррективы. Более того, этюды подсказывают форму реализации текста в действии: будущие педагоги намечают примерные мизансцены, входы-выходы актёров, расположение декораций, возможное использование музыкального сопровождения, которые должны соответствовать национальной культуре народов Карелии. Здесь следует отметить, что главной целью второй стадии обучения по дисциплине «Театральная и этнопедагогическая деятельность в начальной школе» является не профессиональная постановка спектакля и обработка его художественной основы, а раскрытие творческого потенциала будущих педагогов (а в перспективе и их учащихся), раскрепощение, снятие физических и ментальных зажимов, развитие навыка импровизации, важного для овладения педагогическим мастерством учителя. Наряду с этим максимально достигается приобщение будущих педагогов к национальной культуре коренных народов Карелии. Поэтому от обучающихся не требуется, к примеру, создание натуральных декораций, их можно заменить цветными баннерами, сделанными вручную, или табличками с надписями на языках коренных народов. То же касается реквизита и костюмов: могут быть задействованы лишь отдельные элементы, с назначением которых будущие педагоги обязаны предварительно ознакомиться.

Итогом работы во втором семестре обучения дисциплине должна стать театральная постановка и оформленное обучающимися педагогическое портфолио, включающее общепсихологические портреты героев и текст драматургической обработки рун эпоса «Калевала» с указанием действующих лиц, мизансценический и декорационный планы, музыкальные партитуры, эскизы элементов реквизита и костюмов с подробным описанием их значения в культуре народов Карелии.

Таким образом, дисциплина «Театральная и энтнопедагогическая деятельность в начальной школе» располагает значительными возможностями взаимодополняющего использования средств театральной педагогики и этнопедагогики, благодаря чему происходит непосредственное и живое приобщение будущих педагогов к национальным культурам коренных народов и исторически сложившихся народностей Республики Карелия.


Список литературы

Волков, Г. Н. Этнопедагогика как педагогика национального спасения / Г. Н. Волков. — 2004. — № 1. — С. 194–198. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/etnopedagogika-kak-pedagogika-natsionalnogo-spaseniya. — (18.12.2020).

Кондрашова, Н. В. Этнопедагогическая деятельность дошкольных образовательных учреждений в поликультурных регионах России / Н. В. Кондрашова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2014. — № 2 (февраль). — С. 1–7. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/etnopedagogicheskaya-deyatelnost-doshkolnyh-obrazovatelnyh-uchrezhdeniy-v-polikulturnyh-regionah-rossii. — (18.12.2020).

Машевская, С. М. Эволюция идей школьного театра / С. М. Машевская. — Москва : ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2012. — 160 с.

Мухтарова, Ш. М. Методологическое обоснование этнопедагогической направленности этнического компонента в содержании высшего педагогического образования / Ш. М. Мухтарова // Вестник Чувашского государственного педагогического университета имени И. Я. Яковлева. — 2017. — № 2 (94). — С. 140–149. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskoe-obosnovanie-etnopedagogicheskoy-napravlennosti-etnicheskogo-komponenta-v-soderzhanii-vysshego-pedagogicheskogo. — (18.12.2020).

Снопова, Т. К. Общность этнопедагогик разных народов России / Т. К. Снопова // Сибирский педагогический журнал. — 2008. — № 4. — С. 244–247. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obschnost-etnopedagogik-raznyh-narodov-rossii. — (18.12.2020).

Харитонова, Ф. П. Анализ педагогических явлений в этнопедагогической деятельности педагога в поликультурном образовательном пространстве / Ф. П. Харитонова // Вестник Чувашского государственного педагогического университета имени И. Я. Яковлева. — 2013. — № 1 (77). — Ч. 1. Серия «Гуманитарные и педагогические науки». — С. 200–205. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-pedagogicheskih-yavleniy-v-etnopedagogicheskoy-deyatelnosti-pedagoga-v-polikulturnom-obrazovatelnom-prostranstve. — (18.12.2020).



Просмотров: 692; Скачиваний: 457;

DOI: http://dx.doi.org/10.15393/j103.art.2020.1625