Известно, этнопедагогика как самостоятельное направление педагогической мысли начала своё развитие благодаря деятельности Г. Н. Волкова. Исследователь считал, что «воспитание в этнопедагогике определяется через пример и любовь, а человек — через любовное воспитание, лелеяние»[1], способствующие его нравственному развитию.
Так, именно нравственность выступает «фундаментом, объединяющим традиционные ценности педагогических культур разных народов»[2], что становится особенно актуальным для народов Российской Федерации — одной из самых многонациональных стран мира, — стремящихся к мирному сосуществованию, несмотря на религиозные, социальные, культурные различия. Как поясняет Ш. М. Мухтарова, «в духовно-нравственном здоровье общества, народа и личности огромная роль принадлежит средствам национальной культуры, существенными элементами которой являются фольклор, музыка, декоративно-прикладное искусство»[3], а также театр, представляющий с древнейших времён не только способ познания действительности, но и действенное средство воспитания, изучение которого выделилось в такое направление педагогики как «театральная педагогика». Свои истоки она, как и этнопедагогическое учение, берёт в первобытном обществе, когда обучение подрастающих поколений происходило в виде обрядов, организованных для передачи традиционных ценностей и знаний племени. Тогда «в обряде драматизация переплеталась с ритмичной пластикой и возгласами, звуками шумовых и ударных инструментов, хоровым исполнением сакральных формул»[4].
Сегодня подобный метод воспитания продолжает активно использоваться в рамках этнопедагогической деятельности, которая «направлена на трансляцию этнокультурных ценностей, способствует развитию духовно-нравственной связи поколений путём передачи от старших поколений младшим этнической культуры»[5]. Формы и методы такой деятельности многовариативны: педагоги «организуют культурно-досуговую деятельность, в частности развлечения с элементами спортивных состязаний (а также тематические классные часы, экскурсии, походы — прим. авт.), привлекают детей к процессу создания национальной одежды для праздника или инсценировки народной сказки»[6]. В таком случае средства народной культуры («колыбельные песни…; пословицы и поговорки; обряды, обычаи, ритуалы; сказки, легенды, сказания, эпос…»[7]) представляют собой основу для постановки театрализованного представления, в ходе подготовки которого молодые поколения получают возможность ознакомиться с культурным творчеством той или иной национальности. Однако перед осуществлением постановочного процесса, важно удостовериться в профессиональной готовности учителей и преподавателей реализовать подобную деятельность, что определяет необходимость их предварительного обучения основам организации театральной и этнопедагогической деятельности.
Продемонстрировать процесс подготовки будущих педагогов в указанных областях можно на примере авторской дисциплины «Театральная и этнопедагогическая деятельность в начальной школе», разработанной с применением таких средств театральной педагогики, как драматизация и театрализация.
Главными задачами дисциплины являются приобщение будущих педагогов к культурам коренных народов Республики Карелия (карелов, вепсов, а также финнов как исторически сформировавшейся народности на территории Карелии), развитие творческих способностей воображения, внимания, педагогической эмпатии и интуиции, умений работать в команде.
В рамках дисциплины обучающиеся изучают историю театральной педагогики и этнопедагогики, сущность этнопедагогической деятельности, средства театральной педагогики, применимые в русле национально-культурного воспитания подрастающих поколений в Республике Карелия (узнают о культуре карелов, вепсов, финнов). По мере освоения теоретических основ курса будущие педагоги переходят к практическим занятиям. Они посвящены начальному процессу организации театрально-творческой деятельности педагога: подготовке сценария представления для учащихся младших классов с драматическими элементами.
В первую очередь обучающимся необходимо определиться с темой представления, которая по возможности должна объединять разные национальные культуры. В качестве примера преподаватель может предложить будущим учителям идею подготовки сценария праздника Рождества, включающего проведение традиционных игр, песен, танцев вепсов, карелов и финнов, а также элементы драматизации, которые связывали бы друг с другом творческие номера. Так, обучающиеся могут использовать фольклорных персонажей: животных, а также образы Красавицы Насто, старухи Лоухи, лесного духа Хийси и др., — в качестве инструментов, способных разнообразить сценическое действие, дополнить костюмированный праздник и связать части постановки единым сюжетом.
В результате работы за первый семестр студенты создают сценарий театрализованного представления, включающий характеристику используемых в нём компонентов национальной культуры коренных народов Республики Карелия.
В следующем семестре обучающимся необходимо создать драматургическую мини-пьесу по мотивам карело-финского эпоса «Калевала». Для этого преподаватель формирует две постановочные группы, каждая из которых выбирает одну или несколько рун в качестве основы будущего драматургического произведения, после чего ставит перед студентами следующие задачи:
- выделить главные темы рун, актуализировав этнические составляющие;
- составить общепсихологические портреты героев и второстепенных персонажей, задействованных в будущей постановке;
- определить цель и задачи театральной и этнопедагогической деятельности (образовательную, развивающую и воспитательную).
Так, составив общепсихологические портреты главных и второстепенных героев, персонажей, будущие педагоги пишут текст мини-пьесы, согласно упрощенной композиции художественного произведения: завязка — кульминация — развязка (не прибегая к профессиональному разбору действия создаваемой ими пьесы: то есть они не выделяют исходное, главное, итоговое события и т. п.). Когда текст, расписанный по репликам действующих лиц, готов, группы обучающихся приступают к этюдной работе: передают друг другу части созданного в результате коллективного труда текста и разыгрывают описанное в нём действие в сценическом пространстве. Такая процедура показывает обучающимся, смогли ли они придать художественному тексту драматургическую форму, легко ли он разыгрывается потенциальными актёрами и даёт возможность проанализировать свою работу, а при надобности внести необходимые коррективы. Более того, этюды подсказывают форму реализации текста в действии: будущие педагоги намечают примерные мизансцены, входы-выходы актёров, расположение декораций, возможное использование музыкального сопровождения, которые должны соответствовать национальной культуре народов Карелии. Здесь следует отметить, что главной целью второй стадии обучения по дисциплине «Театральная и этнопедагогическая деятельность в начальной школе» является не профессиональная постановка спектакля и обработка его художественной основы, а раскрытие творческого потенциала будущих педагогов (а в перспективе и их учащихся), раскрепощение, снятие физических и ментальных зажимов, развитие навыка импровизации, важного для овладения педагогическим мастерством учителя. Наряду с этим максимально достигается приобщение будущих педагогов к национальной культуре коренных народов Карелии. Поэтому от обучающихся не требуется, к примеру, создание натуральных декораций, их можно заменить цветными баннерами, сделанными вручную, или табличками с надписями на языках коренных народов. То же касается реквизита и костюмов: могут быть задействованы лишь отдельные элементы, с назначением которых будущие педагоги обязаны предварительно ознакомиться.
Итогом работы во втором семестре обучения дисциплине должна стать театральная постановка и оформленное обучающимися педагогическое портфолио, включающее общепсихологические портреты героев и текст драматургической обработки рун эпоса «Калевала» с указанием действующих лиц, мизансценический и декорационный планы, музыкальные партитуры, эскизы элементов реквизита и костюмов с подробным описанием их значения в культуре народов Карелии.
Таким образом, дисциплина «Театральная и энтнопедагогическая деятельность в начальной школе» располагает значительными возможностями взаимодополняющего использования средств театральной педагогики и этнопедагогики, благодаря чему происходит непосредственное и живое приобщение будущих педагогов к национальным культурам коренных народов и исторически сложившихся народностей Республики Карелия.
Список литературы
Волков, Г. Н. Этнопедагогика как педагогика национального спасения / Г. Н. Волков. — 2004. — № 1. — С. 194–198. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/etnopedagogika-kak-pedagogika-natsionalnogo-spaseniya. — (18.12.2020).
Кондрашова, Н. В. Этнопедагогическая деятельность дошкольных образовательных учреждений в поликультурных регионах России / Н. В. Кондрашова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2014. — № 2 (февраль). — С. 1–7. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/etnopedagogicheskaya-deyatelnost-doshkolnyh-obrazovatelnyh-uchrezhdeniy-v-polikulturnyh-regionah-rossii. — (18.12.2020).
Машевская, С. М. Эволюция идей школьного театра / С. М. Машевская. — Москва : ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2012. — 160 с.
Мухтарова, Ш. М. Методологическое обоснование этнопедагогической направленности этнического компонента в содержании высшего педагогического образования / Ш. М. Мухтарова // Вестник Чувашского государственного педагогического университета имени И. Я. Яковлева. — 2017. — № 2 (94). — С. 140–149. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskoe-obosnovanie-etnopedagogicheskoy-napravlennosti-etnicheskogo-komponenta-v-soderzhanii-vysshego-pedagogicheskogo. — (18.12.2020).
Снопова, Т. К. Общность этнопедагогик разных народов России / Т. К. Снопова // Сибирский педагогический журнал. — 2008. — № 4. — С. 244–247. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obschnost-etnopedagogik-raznyh-narodov-rossii. — (18.12.2020).
Харитонова, Ф. П. Анализ педагогических явлений в этнопедагогической деятельности педагога в поликультурном образовательном пространстве / Ф. П. Харитонова // Вестник Чувашского государственного педагогического университета имени И. Я. Яковлева. — 2013. — № 1 (77). — Ч. 1. Серия «Гуманитарные и педагогические науки». — С. 200–205. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-pedagogicheskih-yavleniy-v-etnopedagogicheskoy-deyatelnosti-pedagoga-v-polikulturnom-obrazovatelnom-prostranstve. — (18.12.2020).