. ПАМЯТИ МАКСА ЭНГМАНА (27.09.1945–19.3.2020) // Альманах североевропейских и балтийских исследований. Выпуск 5, 2020, DOI: 10.15393/j103.art.2020.1561


Выпуск № 5

pdf-версия статьи

ПАМЯТИ МАКСА ЭНГМАНА (27.09.1945–19.3.2020)

IN MEMORY OF MAX ENGMAN (27.09.1945–19.03.2020)


Фото: https://www.hbl.fi/artikel/max-engman-far-svenskt-fackbokspris/ (HBL)

 

19 марта ушёл из жизни профессор Макс Энгман. Выпускник Университета Хельсинки, где его научным руководителем был один из крупнейших историков Ярл Галлéн, молодой исследователь навсегда связал свой путь с исторической наукой.

После нескольких лет работы в Государственном архиве Финляндии (Valtionarkisto, нынешнее название — Национальный архив, Kansallisarkisto), молодой историк был назначен в 1972 году секретарем редколлегии журнала «Historisk tidskrift för Finland» — ведущего шведоязычного научного журнала по истории Финляндии. Макс Энгман входил в состав редакционной коллегии журнала на протяжении 28 лет, из которых последние 18 лет, до 2000 г., был его главным редактором. В эти годы журнал превратился в международно признанный форум научных публикаций по истории Финляндии и региона Балтийского моря, на его страницах появлялись статьи как опытных и авторитетных, так и только начинавших свой академический путь исследователей.

Докторская диссертация Макса Энгмана (1983)[1] была посвящена миграционным процессам и взаимовлиянию Санкт-Петербурга и Финляндии на большом хронологическом отрезке — от начала XVIII в. до 1917 г. Эта проблематика на долгие годы останется в центре его исследовательских интересов, но не ограничит их: среди его трудов мы находим публикации по истории империй, границ, проблемам национальных меньшинств и языковой политики.

С 1985 по 2011 г. Макс Энгман занимал пост профессора всеобщей истории в Åbo Akademi — шведоязычном университете в Або/Турку. Многие поколения выпускников — некоторые из них состоялись как крупные историки — вспоминают его лекции и прежде всего — готовность к диалогу и общению за пределами лекционной аудитории, умение выслушать, вести заинтересованную полемику.

Многочисленные монографии и статьи Макса Энгмана неизменно вызывали интерес у коллег и любителей истории, многие из них переводились на иностранные языки, в том числе на русский[2].

Последняя монография Макса Энгмана, вышедшая в свет при жизни автора, посвящена истории финских шведов[3], она стала наиболее исчерпывающим трудом, освещающим как этноисторические, так и социально-политические аспекты этой темы в период финляндской автономии и начальные годы независимости Финляндии.

Научное сообщество высоко оценило академические заслуги Макса Энгмана. На его счету престижные премии и награды Финляндии и Швеции.

Благодаря глубокому научному интересу к истории финляндско-российских отношений и многогранным аспектам взаимодействия соседних народов Макс Энгман стал активным участником сотрудничества историков двух стран и регулярно выступал на совместных научных мероприятиях. Многие российские историки с теплотой вспоминают встречи с этим увлечённым и всегда открытым для общения человеком.

И. М. Соломещ



Просмотров: 596; Скачиваний: 311;

DOI: http://dx.doi.org/10.15393/j103.art.2020.1561