. ПАМЯТИ КОНСТАНТИНА КУЗЬМИЧА ЛОГИНОВА (1952–2020) // Альманах североевропейских и балтийских исследований. Выпуск 5, 2020, DOI: 10.15393/j103.art.2020.1542


Выпуск № 5

pdf-версия статьи

ПАМЯТИ КОНСТАНТИНА КУЗЬМИЧА ЛОГИНОВА (1952–2020)

IN MEMORY OF KONSTANTIN KUZ’MICH LOGINOV (1952–2020)


 

18 ноября 2020 г. от коронавирусной инфекции скончался Константин Кузьмич Логинов — один из ярких учёных Института языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН, профессиональный этнограф высочайшего класса. Этот безвременный  уход учёного, полного творческих планов, является невосполнимой потерей для его родных, друзей, сотрудников ИЯЛИ, коллег по сектору этнологии, для меня, автора этих строк, с которой он проработал почти 37 лет, и многих-многих знавших его людей. Нескончаемым потоком в Институт поступают соболезнования…  

Имя этнографа Константина Кузьмича Логинова хорошо известно  современным исследователям традиционной культуры народов Европейского Севера и славяноведам, которые в своих монографиях и статьях не обходятся без упоминаний трудов этого учёного, опираются на собранные им сведения.

К. К. Логинов родился 26 сентября 1952 г. в небольшом городе Вытегре —  районном центре, расположенном в северо-западной части Вологодской области. Желание стать этнографом появилось у Константина Логинова уже после шестого класса. Мальчик много читал и неожиданно наткнулся в городской детской библиотеке на научно-популярную книгу выдающегося этнографа и антрополога  Н. Н. Чебоксарова. Книга рассказывала о науке этнографии и повлияла на выбор его профессии.

После окончания средней школы в 1970 г. состоялась первая, оказавшаяся неудачной, попытка поступления на кафедру этнографии и антропологии исторического факультета Ленинградского государственного университета. Служба рядовым в Советской армии лишь укрепила его желание получить специальность по приглянувшейся с детства науке. Во время боевых дежурств находилось время доучивать необходимый для поступления в престижный Ленинградский вуз иностранный язык, упражняться в правописании и грамматике, заниматься чтением необходимой литературы. Подготовка к поступлению была завершена уже после армии на вечерних подготовительных курсах, которые приходилось посещать, открутив весь день баранку неуклюжего самосвала. Конкурс в эти годы на истфак был огромный, необходимо было набрать 19,5 баллов, т. е. сдать все экзамены на «отлично» и иметь почти пятёрочный аттестат об окончании средней школы. И всё-таки эта очень высокая планка была успешно преодолена. В 1974 г. Константин Логинов стал студентом одной из самых популярных в те годы кафедр — кафедры «этнографии и антропологии» Исторического факультета ЛГУ, возглавляемой профессором Р. Ф. Итсом, которого обожали студенты. На кафедре между преподавателями и студентами царила дружеская и в то же время деловая обстановка. Всячески поощрялась инициатива студентов по выезду в экспедиции, по публичному представлению полевых отчётов о поездках, по занятию исследовательской деятельностью. Особое внимание уделялось качеству курсовых и дипломных работ. К. Логинов окунулся в эту творческую атмосферу. Над курсовыми он трудился с такой обстоятельностью, что и десятилетие спустя, преподаватели предупреждали вновь поступивших на кафедру не писать столь толстых «курсовиков», как это делал студент Логинов. В те годы преподаватели кафедры выезжали вместе со студентами в большие экспедиции на Кавказ и в Сибирь. У К. Логинова также первая полевая практика проходила в Сибири. Но он решил специализироваться по этнографии русских. Требовалось своё более близкое «поле». В 1977 г. по договоренности его научного руководителя А. В. Гадло с тогдашней заведующей сектором фольклора и этнографии ИЯЛИ Р. Ф. Никольской он был включён в состав научно-исследовательской экспедиции Института по сбору этнографического и этносоциологического материала среди вепсов Шёлтозерского края. Через много лет об этой поездке К. К. Логинов напишет: «Отправляясь в свою первую экспедицию в Карелию, автор был далек от мысли о том, что Карелия — это судьба на всю оставшуюся научную жизнь»[1].  В той экспедиции он познакомился почти со всеми карельскими этнографами, с которыми в будущем его связала совместная работа: Ю. Ю. Сурхаско, А. П. Косменко, З. И. Строгальщиковой, А. А. Кожановым, А. П. Конккой.

Интерес к учёбе у студента К. К. Логинова был столь велик, что все пять лет (1974­–1979 гг.) он сдавал экзамены только на «отлично». О распорядке студенческой недели в то пятилетие Константин Кузьмич позже вспоминал так: «С 6 утра спешил на уборку территории на Малом проспекте Васильевского острова, к 9 утра — на первую пару на факультет, ближе к вечеру — в Большой комитет ВЛКСМ ЛГУ, а далее, до 10 вечера проходило время главного из бесплатных удовольствий советской эпохи — работа в читальном зале. Продуктовый магазин рядом с моей дворницкой комнатой  работал до 23.00. Оставалось время, чтобы сварить пельмени или поджарить яичницу и заснуть на сытый желудок. На личную жизнь оставался только субботний вечер, поскольку воскресенье уходило на подготовку к семинарам, иностранному языку и т. п.».

В 1979 г. обладатель «красного диплома» поступил в целевую аспирантуру при Ленинградской части Института этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая (ныне — Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого) в сектор этнографии восточных славян  для последующей работы в Карелии.

К. К. Логинов является представителем ленинградской школы этнографии. Научным руководителем аспиранта стала выдающийся этнограф, доктор исторических наук, крупнейший в России специалист по традиционной материальной культуре Т. В. Станюкович. Большое влияние на формирование молодого исследователя оказало также повседневное общение с такими маститыми учеными сектора этнографии восточных славян, как зав. сектором К. В. Чистов и Т. А. Бернштам.

После окончания аспирантуры К. К. Логинов переехал в Петрозаводск и 18 января 1984 г. был зачислен в штат ИЯЛИ Карельского филиала АН  СССР на должность младшего научного сотрудника. Он пришёл в  наиболее благоприятный период для развития этнографической науки в Карелии. 1 ноября 1983 г. был выделен в отдельное подразделение сектор этносоциологии и этнографии, постепенно пополнившийся молодыми профессиональными кадрами. В 1980-е гг. руководство ИЯЛИ всячески поощряло и финансировало длительные этнографические экспедиции и командировки сотрудников для работы в архивах и библиотеках, выступлений на конференциях, которые не зависели от наличия позже появившихся грантов.

3 апреля 1986 г. К. К. Логинов успешно защитил кандидатскую диссертацию «Материальная культура заонежан (середина XIX — начало XX века)»[2]. В диссертации впервые была предпринята попытка исследования материальной культуры русских Заонежья (заонежан) — одной из своеобразных русских групп Северо-Запада России. Автор пришёл к очень важным выводам, которые он затем развил в последующих работах. В материальной культуре русских Заонежья он выделил несколько пластов: 1) пласт древненовгородских элементов; 2) прибалтийско-финский пласт элементов, заимствованных — а) от дославянского населения Заонежья, б) от соседних карелов и вепсов; 3) пласт локальной заонежской специфики; 4) пласт заимствований из городской культуры.

С приходом К. К. Логинова в ИЯЛИ в секторе этнологии появилось новое направление научной деятельности — исследование традиционной культуры  русского населения Карелии и ее этнолокальных групповых особенностей.

За почти 37 лет работы в институте Константин Кузьмич превратился в яркого авторитетного в области этнографии учёного, прошёл многие ступени служебной лестницы: научный сотрудник (1991–1994), старший научный сотрудник (1994–2006), исполняющий обязанности заведующего сектором этнологии (2006–2008). Его перу принадлежит 170 научных работ, среди которых пять авторских монографий и шесть коллективных монографий. За свои труды Константин Кузьмич награждён званием лауреата премии Республики Карелия в области культуры, искусства и литературы.

В 1990-е гг. благодаря двум его книгам: «Материальная культура и производственно-бытовая магия русских Заонежья (конец XIX — начало XX в.)» (она основывалась на кандидатской диссертации) и «Семейные обряды и верования русских Заонежья», — а также написанной в соавторстве с фольклористом В. П. Кузнецовой монографии «Русская свадьба Заонежья (конец XIX — начало XX в.)» была воссоздана этническая история и традиционная культура русских Заонежья[3]. Эта этнолокальная группа вызывает постоянный читательский интерес из-за территории своего расселения,  образ которой в массовом российском сознании обычно ассоциируется с главной его достопримечательностью — своеобразным брендом — знаменитым островом Кижи и его замечательными памятниками древнерусского деревянного зодчества.

Другим его многолетним объектом исследования стала группа русских, проживающая в Карелии на берегу озера Водлозера в Пудожском крае. Среди большого количества публикаций К. К. Логинова о водлозерах назовём два больших труда. Один из них — «Этнолокальная группа русских Водлозерья»[4]. В нём даётся описание особенностей этнической истории, хозяйственных занятий, средств передвижения, поселений, жилых и хозяйственных построек водлозерской группы.  Во втором труде К. К. Логинова об этой группе — «Традиционный жизненный цикл русских Водлозерья:  обряды, обычаи и конфликты»[5] — представлен новый подход к исследованию обычаев и обрядов, связанных с внутрисемейными и межсемейными отношениями. Автор не только реконструирует данную часть соционормативной русской культуры, но и пытается выявить конфликтную сторону между участниками обычаев и обрядов. Работа поражает объёмом представленного материала. Помимо описания ранее неизвестных ритуалов жизненного цикла, сопровождавших родины, свадьбу, похороны, в монографии впервые представлены обряды, которые были связаны с конфликтами в семейной жизни и всегда находились на далёкой периферии этнографических исследований. Научные результаты Константина Кузьмича по этнографии Водлозерья широко используются в прикладной деятельности Водлозерского национального парка.

Однако круг научных интересов К. К. Логинова не ограничился локальными группами русских. В конце 1990 — начале 2000-х гг. он принимал активное участие в комплексных проектах по изучению карельских поселений под руководством доктора архитектуры, академика В. П. Орфинского. Результатами исследований стали три коллективные монографии: «Село Суйсарь: история, быт, культура», «Деревня Юккогуба и ее округа», «История и культура Сямозерья», в которых К. К. Логинов является автором ряда этнографических разделов[6].

Помимо научных изданий в 2006–2010 гг. К. К. Логинов участвовал в подготовке научно-популярных работ, посвящённых этнографии народов Карелии: многотомной энциклопедии «Карелия» (рук. Ю. А. Савватеев), книг «Костюм и праздник» и «Слово и праздник» (автор проектов В. Мальми)[7].

Все труды К. К. Логинова написаны на богатых и ярких полевых материалах, которые он собирал в многочисленных экспедициях. Константин Кузьмич обладал феноменальными способностями собирателя.

Он не только писал книги, но и очень много делал в области популяризации историко-культурного наследия Русского Севера. Константин Кузьмич постоянно выступал в местной периодической печати, давал интервью на ТВ Карелии  и других российских телеканалах. Так, в 1996 г. в г. Салехарде этнографический фильм «Новогодние гадания» (автор Т. Мешко) с участием К. К. Логинова в главной роли стал лауреатом конкурса любительских фильмов среди стран Баренц-региона.

Однако портрет К. К. Логинова был бы неполным, если не сказать о его огромной преподавательской деятельности, которую он очень любил. Коллектив кафедры музыки финно-угорских народов Петрозаводской государственной консерватории им. А. К. Глазунова написал в своём соболезновании: «Константин Кузьмич работал на нашей кафедре с 2005 года до последних дней жизни, успешно вел ряд курсов по истории и этнографии финно-угров России. Наш коллега был прекрасным педагогом, глубоко уважаемым и любимым студентами. Многие поколения студентов и выпускников кафедры помнят его лекции, открывшие перед ними удивительный, неведомый доселе мир народных обычаев и обрядов, строгость и одновременно красоту традиционного уклада жизни крестьянской общины, незыблемость ее этических норм. Знакомство с этой “параллельной Вселенной” помогало юным этномузыкологам глубже проникать в специфику своей профессии. Обширными познаниями в разных областях “народоведения” Константин Кузьмич охотно делился не только со студентами, но и с коллегами, приходившими нередко на его лекции, где слушателей ожидало много открытий».

Но помимо всех этих достоинств учёного, Константин Кузьмич обладал особым человеческим даром. Этот дар — дарить людям добро. С ним, к сожалению, рождается немного людей на земле, и они как-то быстро от нас уходят, а нам бы хотелось, чтобы они подольше жили с нами. У Константина Кузьмича всегда находилось время выслушать человека, сказать тёплые слова, поздравить с выходом новой книги, статьи, получением награды. Он всегда откликался на просьбу о помощи. Фраза «Нет проблем» была в этих случаях обычной. Он был человеком в прямом смысле отзывчивым, никогда не отказывавшим в написании отзывов на студенческие дипломные работы, диссертации, статьи, монографии, часто в ущерб своей работе по плановой теме. Много лет он являлся членом жюри конкурса школьных работ «Моя малая родина».

Он всегда навещал заболевших сотрудников, участвовал в организации похорон, поддерживал традицию памяти сектора не забывать могилы ушедших ученых-этнографов.

Была в нашем секторе и ещё одна традиция, приближения которой с радостным нетерпением мы все ждали. 26 сентября отмечался день рождения Константина Кузьмича, который он всегда хлебосольно проводил. Этот день был праздником, объединяющим нас. Мы имели возможность не только поздравить человека, к которому относились с искренней симпатией за его доброжелательность и общительность, но и собраться всем вместе в создаваемой им тёплой дружеской атмосфере после летних отпусков и начать новый рабочий цикл. К сожалению, в этот год из-за пандемии традицию пришлось нарушить. Константина Кузьмича поздравили по электронной почте, написав: «Жаль, что не сможем, как всегда, встретиться за праздничным столом по поводу твоего дня рождения. Но, в конце концов, все будет хорошо!» И он ответил: «Я тоже верю в лучшее, которое впереди»…

Дорогой Костя, наш Кузьмич, наш добрый знахарь, спасибо за то, что ты был с нами и дарил нам то лучшее, что у тебя было, — тепло твоего доброго сердца, которого у тебя на всех хватало! Память о тебе навсегда останется с нами!

И. Ю. Винокурова



Просмотров: 1844; Скачиваний: 547;

DOI: http://dx.doi.org/10.15393/j103.art.2020.1542