. АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ КАН (1925—2017) // Альманах североевропейских и балтийских исследований. Выпуск 2, 2017, DOI: 10.15393/j103.art.2017.789


Выпуск № 2

pdf-версия статьи

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ КАН (1925—2017)

ALEKSANDER KAN (1925—2017)


 

Январь 2017 г. принёс печальную весть. В Стокгольме на 92-м году жизни скончался Александр Сергеевич Кан — пожалуй, одна из наиболее ярких фигур в отечественной нордистике, для становления, развития и интернационализации которой он приложил немало усилий. Практически до последних дней Александр Сергеевич активно участвовал в научной жизни.

Историк во втором поколении (его отец профессор Сергей Борисович Кан был видным советским германистом), выпускник Московского государственного университета (1949) он практически сразу избрал сферой своих научных интересов скандинавское направление. Александр Сергеевич — ветеран Великой Отечественной войны. Призванному в армию в 1944 г. юноше пригодились языковые навыки — он служил военным переводчиком.

Дальнейший этап научно-педагогической карьеры А. С. Кана был связан с вузами (МГУ, МГИМО) и академическими учреждениями Москвы (Институт истории АН СССР). Кроме того, в этот период он работал в редакции журнала «Вопросы истории» и в службе вещания на иностранных языках Комитета по радиовещанию при Совете министров СССР.

1950—1960-е гг. были периодом становления советской школы исследований в области истории Скандинавии. Тогда начали регулярно проводиться Всесоюзные конференции по истории, экономике, языку и литературе Скандинавских стран и Финляндии, стал издаваться авторитетный научный ежегодник «Скандинавский сборник». А. С. Кан находился в центре этого процесса. В те годы вышли его монографии «Новейшая история Швеции» (1964), «Внешняя политика скандинавских стран в годы Второй мировой войны» (1967). Знаменательной вехой стало создание во вновь образованном Институте всеобщей истории АН СССР группы по новой и новейшей истории Скандинавских стран и Финляндии, которую Александр Сергеевич возглавлял в 1968—1974 гг.

Не одно поколение историков выросло на вышедших из-под пера А. С. Кана монографиях, разделах в коллективных обобщающих трудах по истории стран Северной Европы, а написанный им учебник «История скандинавских стран» (1971, второе издание — 1980) и по сей день остаётся единственным в своём роде среди публикаций на русском языке. Статьи Александра Сергеевича печатались в ведущих отечественных и зарубежных научных изданиях.

Перипетии и ограничения позднесоветской эпохи, к сожалению, привели к тому, что в 1987 г. семья Канов покинула СССР. В научной и педагогической карьере Александра Сергеевича начался новый этап, связанный с Упсальским университетом и Университетом Осло, в которых он получил профессуру и где продолжил научные изыскания в области истории Швеции и международных отношений новейшего времени. А. С. Кан внимательно следил за развитием российской и европейской скандинавистики, публикуя обстоятельные научные рецензии и обзоры.

Эмиграция в Швецию не означала прекращения научных и личных контактов с коллегами-соотечественниками. Эти контакты активизировались в постперестроечную эпоху, когда стали возможными его приезды в Россию для участия в научных форумах и чтения лекций.

Многим российским историкам запомнился его обстоятельный и эмоциональный доклад на XIV конференции скандинавистов в Архангельске (2001), содержавший анализ состояния и перспектив исследований по истории Скандинавии и Финляндии в СССР / России. С этим событием связано появление в российском научном лексиконе понятия «нордистика», более адекватно описывающего североевропейское направление исследований, в том числе междисциплинарных.

Научные и педагогические заслуги А. С. Кана отмечены многими почётными званиями, среди которых звание Почётного доктора Упсальского университета, Северного (Арктического) федерального университета имени М. В. Ломоносова. Александр Сергеевич был избран членом-корреспондентом Шведской академии древности, истории и словесности, Шведской академии народной культуры имени Густава Адольфа, действительным членом Норвежской академии наук.

Но, пожалуй, куда более важным обстоятельством является то, что не одно поколение студентов выросло на трудах Александра Сергеевича и очень многие российские историки-нордисты считают его учителем, строгим критиком и старшим товарищем.

И. М. Соломещ


Просмотров: 3388; Скачиваний: 752;

DOI: http://dx.doi.org/10.15393/j103.art.2017.789