В 2022 г. в издательстве «Наука» увидела свет коллективная монография, авторы которой рассмотрели процессы формирования населения на Кольском полуострове в межвоенный период, когда, вплоть до образования в 1938 году Мурманской области, административный статус этой фронтирной территории был неустойчив[1].
Монография стала итогом исследовательского проекта «Население Кольского полуострова между двумя мировыми войнами: миграции, мобильность, идентичность», проводившегося в 2018–2020 гг. и поддержанного Российским фондом фундаментальных исследований (РФФИ).
История Мурманской области в ХХ столетии отмечена масштабными событиями: крупным промышленным и социальным строительством, научными открытиями и многими другими достижениями. Мурманская область, как и многие регионы Советского Союза, была охвачена строительством невиданного размаха, которое сопровождалось столь же значительными миграциями. Особого внимания требовал анализ социальных последствий неустойчивого административного статуса исследуемой территории в 1920–1930-е гг., до времени оформления границ новой административной единицы. В эти годы осуществлялось индустриальное развитие региона, которое сопровождалось интенсивным заселением, перемещением больших групп людей, формированием социальных общностей и установлением взаимоотношений между ними.
На материалах центральных и региональных архивов с привлечением устных и труднодоступных опубликованных источников рассмотрены существующая периодизация истории населения региона и миграционные процессы. Ставились задачи выявить практики мобильности, биографические траектории мигрантов и аборигенов как на территории Кольского полуострова, так и за его пределами, изучить динамику идентичности жителей арктической территории с учетом субъективных факторов, а также исторических, социально-культурных, административно-политических, экономических, институциональных изменений.
Сохраняют актуальность вопросы о способах дальнейшего исследования отдаленных арктических территорий, о необходимости привлечения советского опыта их освоения как площадки для создания новых населенных пунктов и мест постоянного проживания. Альтернативу составляет использование вахтового метода с участием временных рабочих и специалистов без нового капитального гражданского строительства. Во втором случае результатами социальной политики становится частичная консервация городов, постепенный отказ от постоянного населения в малых промышленных городах или в поселениях, неэффективных в экономическом смысле.
Проблемы сохранения, роста и омоложения постоянного населения в городах Заполярья по-прежнему остаются в кругу дискуссионных. Более того, социокультурный потенциал малых городов, накопленный в течение двадцатого столетия, сегодня значительно снизился. Существует глубокое противоречие между конфликтующими сторонами. Одной из них является северное сообщество с его объективной потребностью в сохранении социальной и экономической стабильности, ускорении темпов развития промышленности, городов и инфраструктуры. Другая сторона — агенты экономической деятельности, предлагающие приостановить систему формирования постоянного населения северных заполярных территорий, перевести ее на систему вахтовой работы. Противоречие усугубляется тем, что, во-первых, общественную потребность в сохранении личной, социальной и территориальной безопасности можно реализовать только с привлечением социальных институтов. Во-вторых, для поддержания современного качества жизни, сохранения научно-образовательного и культурного уровня северян необходимо использовать не только существующий в северных городах социальный капитал, но и привлекать молодых специалистов, стремиться к их укоренению, модернизировать инфраструктуру. Перечисленные условия не устраивают сторонников вахтового метода и перемещения населения заполярных территорий в более южные регионы. Тем временем интерес к развитию и дальнейшему освоению арктических территорий в мировом сообществе возрастает. Актуальность приобретает изучение социального, культурного, исторического и научного опыта освоения заполярных территорий.
Антропологи Центра гуманитарных проблем Баренц-региона Кольского научного центра РАН (ЦГП КНЦ РАН) более двух десятилетий занимаются исследованием различных аспектов миграционных процессов и их взаимосвязей. Исследования имели комплексный характер и проводились, как правило, в городских поселениях Мурманской области. Все они были объединены предметной областью, которая связывала проблемы адаптации переселенцев различных периодов, оценкой социальных и исторических контекстов, взаимными представлениями принимающего населения и мигрантов. Объектом исследований выступали как приехавшие на Кольский Север советские граждане, так и мигранты постсоветского периода. Почти все наши исследования, отражавшие процессы адаптации и другие стороны жизни мигрантов в Заполярье, были связаны с изучением актуальной этнической ситуации.
Разработанная и апробированная сотрудниками ЦГП КНЦ РАН методика изучения адаптации этнических мигрантов в заполярном регионе показала и скрытые области межэтнического напряжения. Современное население Мурманской области во многом остается продуктом советской миграционной политики[2]. Занимаясь изучением актуальных проблем и вопросов адаптации постсоветских мигрантов, мы пришли к выводу, что специфические характеристики заполярного сообщества, его этносоциальная структура и основы взаимоотношений между этническими группами были заложены в период интенсивной колонизации Кольского полуострова. А жители Кольского Севера в 2000-е годы демонстрировали советские надэтнические практики социального взаимодействия[3].
Коллективом ЦГП КНЦ РАН были обозначены перспективы изучения исторического опыта досоветской и советской России в отношении миграционной политики и оформления этнокультурной среды. Авторы коллективной монографии остановились на временном отрезке между Первой и Второй мировыми войнами, а также на специфике укоренения населения Кольского полуострова в указанный период. Проблематика проекта обусловлена необходимостью переосмыслить исторические факты и процессы в русле интенсивно развивающегося в российской науке антропологического подхода.
Проект «Население Кольского полуострова между двумя мировыми войнами: миграции, мобильность, идентичность» изначально планировался как межрегиональный. Изменчивый административный статус территории современной Мурманской области до 1938 г., подвижность границ в заключительный период Первой мировой войны и военной интервенции, изменение подчинения и статуса приграничных с территорией Карелии и Финляндии населенных пунктов определили потребность в исследовательской работе в архивах и библиотеках тех регионов, к которым в разные периоды относилась территория современной Мурманской области (часть Кольского полуострова относилась к Архангельской губернии, в 1920 г. отдельные ее волости были переданы Финляндии или включены в состав Карельской трудовой коммуны, в 1927 г. был образован Мурманский округ, который позднее вошел в состав Ленинградской области).
Работа проводилась исследовательским коллективом из трех регионов Северо-Запада России (Мурманской области, Республики Карелия и Архангельской области). В течение трехлетнего периода над проектом трудились главный научный сотрудник ЦГП КНЦ РАН (г. Апатиты) доктор исторических наук И. А. Разумова, профессор ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет» (САФУ, г. Архангельск) доктор филологических наук Н. В. Дранникова, старший научный сотрудник Института языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН (ИЯЛИ КарНЦ РАН, г. Петрозаводск), кандидат исторических наук Е. Ю. Дубровская; старший научный сотрудник ЦГП КНЦ РАН (г. Апатиты) кандидат исторических наук О. В. Змеева. В осуществление проекта внесли значительный вклад научные сотрудники ЦГП КНЦ РАН (г. Апатиты) кандидаты исторических наук О. А. Бодрова и Е. В. Бусырева; специалист по экспозиционно-выставочной деятельности Мурманского областного краеведческого музея (МОКМ, г. Мурманск) кандидат исторических наук Е. А. Орехова; а также аспиранты ФИЦ КНЦ РАН (г. Апатиты) Я. Е. Богдан и В. В. Стрельников, аспирантка САФУ (г. Архангельск) Т. Н. Морозова.
Была проведена серия ретроспективных исследований социальной и географической мобильности населения Кольского полуострова, идентичности, социальной памяти, миграционного опыта и поведения северян в период распада Российской империи и становления нового государства — СССР, вплоть до начала Второй мировой войны. Работа осуществлялась с применением методов социально-антропологических наук, которые редко используются в классических исторических трудах. Исследования, выполненные в рамках историко-культурного, антропологического и системного подходов, базировались на сравнительно-историческом, проблемно-хронологическом, ретроспективном методах, которые были использованы преимущественно в рамках интерпретативной парадигмы.
Исследователям удалось систематизировать миграционный опыт пришлого населения в районах железнодорожного и промышленного строительства на Северо-Западе страны в период с 1914 по 1940 годы. А также выявить специфику перехода кольских саамов отдельных погостов, расположенных в бассейне оз. Имандра, от сезонных миграций к оседлости и постоянной занятости в 1920–1930-е годы. Выходу коллективной монографии, подготовленной пятью участниками проекта (О. В. Змеевой, И. А. Разумовой, О. А. Бодровой, Е. Ю. Дубровской, Е. А. Ореховой), предшествовала публикация научных статей сотрудников по итогам изучения избранной проблематики[4]. Как отметил К. Я. Коткин в рецензии на монографию, «историко-антропологический баланс соблюдается с точки зрения академического внимания к источникам и их переработки в соответствии с авторской структурой, а не только лишь голой хронологией и прямолинейной логикой причин / следствий». По словам рецензента, «каждый из авторов монографии в соответствующих главах показывает свою тему в сцепке с другими главами и вписывает ее в большую историю»[5].
По результатам второго регионального конкурса «Книга года», организованного Мурманской областной научной библиотекой при поддержке Министерства культуры Мурманской области, монография стала лучшей книгой о Мурманской области в номинации «Страна «Мурманика». «Исследователи из Центра гуманитарных проблем Баренц-региона Кольского научного центра РАН, Института языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН и Мурманского областного краеведческого музея провели серьезную и многоплановую работу, показавшую с разных ракурсов жизнь региона в первые десятилетия XX века», — говорится в отзыве экспертов[6].
Отдельные главы монографии посвящены колонистам Мурманского побережья, строителям Мурманской магистрали, представителям аборигенного саамского населения, ученым и геологам Хибин, спецпереселенцам. Показаны влияние трудовой миграции 1920-х–1930-х годов на межэтнические и межкультурные взаимодействия коренного, старожильческого и пришлого населения, динамика социальной идентификации, роль политических и культурных факторов в этих процессах.
Остановимся на основных результатах, изложенных в главе «От станционных поселков до промышленных городов: историко-этнографический профиль региона». Она посвящена изучению этносоциальных последствий реализации планов позднеимперского и раннесоветского железнодорожного строительства на Кольском полуострове.
Объединяющим исторические эпохи событием стало строительство Мурманской железной дороги, завершившееся в 1916 г. Введение в эксплуатацию железнодорожной линии было осуществлено при императоре Николае II, однако исправление, укрепление, поправление и переделывание объектов железнодорожного строительства, словом, завершение процесса продолжалось вплоть до начала Второй мировой войны. В этот двадцатипятилетний период на Кольском полуострове сохранялся стремительный рост численности населения.
Объектами исследования стали социальные и профессиональные группы населения Кольского полуострова, сыгравшие наиболее заметную роль на разных этапах модернизационных преобразований и в формировании историко-культурного профиля Кольского Севера: от строителей Мурманской железной дороги в Российской империи до исследователей-естествоиспытателей периода советской индустриализации.
Обстоятельства военного времени повлияли на формирование коллектива строителей магистрали. Он создавался как временная полиэтническая общность, состоявшая из разнообразных социальных и профессиональных групп. Автором выделены несколько этапов привлечения рабочих на стройку. Их закрепление на местах не имело существенных результатов. Прежде всего, это связано с особенностями природно-климатического характера в регионах строительства и значительными расстояниями между населенными пунктами в Карелии и на Кольском полуострове. Привлечение большого числа разнообразных этнических групп рабочих в районы строительства дороги привели к формированию своеобразной этносоциальной структуры.
На примере взаимодействия строителей дороги и представителей службы охраны продемонстрированы способы обеспечения социального порядка не только при помощи функционального распределения обязанностей и полномочий на основании соответствующих норм, но и благодаря правилам, установленным этническими традициями.
Железнодорожный поселок на станции Мурман, а также территория нового города оставались «конечным пунктом» Мурманской железной дороги до тех пор, пока не получили статус поселения городского типа с новым названием — Романов-на-Мурмане (Мурманск). Образ отличного от других поселений города современные северяне поддерживают при помощи обращения к его «уникальным» и «специфическим» поселенческим характеристикам. Рассмотрены исторические, географические и природные обстоятельства, сформировавшие современный историко-этнографический профиль города. Показано районирование и «присвоение» городского пространства с учетом представлений значимых для Мурманска личностей — исследователей, краеведов, писателей.
Советский мир Заполярья открывался новым порядком, основанным на результатах многочисленных научных изысканий. В частности, геолого-минералогические исследования центральной части Кольского полуострова способствовали началу урбанизации Хибинского природного мира. Научно-популярные публикации известных исследователей рассматривались последующими поколениями прибывших ученых, а также новыми жителями в качестве этнографических и исторических источников. На примере экспедиционной работы академика А. Е. Ферсмана в Хибинах в 1920-е годы можно проследить процесс формирования исторического профиля региона. Одной из задач, неоднократно высказанных в научно-популярных текстах академика, было привлечение людей на Север в качестве постоянных жителей. В этом отношении книги Ферсмана имели реальные последствия[7]. Исследование показало, как появление новых этнических, социальных и профессиональных групп населения способствовало созданию образа Кольского Севера как «цивилизованного», «освоенного», «научно-преобразованного» региона. Презентация этого образа достигается в монографии и при помощи оригинального иллюстративного ряда, содержащего карты, фотографии, документы и зарисовки, которые относятся к исследуемому периоду.
Изучение роли добровольной и вынужденной миграции в северо-западных регионах страны в период между двумя мировыми войнами позволили переосмыслить периодизацию и событийность истории Кольского полуострова на основе современной гуманитарной парадигмы. Коллективная монография может быть адресована как специалистам — историкам и антропологам, так и широкому кругу читателей, интересующихся проблемами взаимодействия переселенцев с местным населением и другими категориями мигрантов и вопросами влияния трудовой миграции на межэтнические и межкультурные процессы на Русском Севере.
О. В. Змеева