Пути сообщения и передвижения по ним издавна привлекают внимание историков и этнографов как важный аспект жизни общества, отражающий направления мобильности, торговые, военные и иного рода контакты различных народностей.
Развитие дорожной сети на территории Карелии проходило неравномерно. Природно-географические и экономические условия края способствовали большей концентрации сухопутных дорог в южной части Олонецкой губернии. В северных районах из-за многочисленных рек и озёр, а также болотистой местности, в большей степени тележные дороги отсутствовали. Такая ситуация сохранялась в Карелии до середины XX в. Соответственно, основные почтовые тракты губернии проходили по южным волостям, связывая между собой и с губернским центром уездные города — Олонец, Повенец, Пудож, Вытергу и Каргополь. Олонецкий уезд — место коренного проживания южных групп карелов — ливвиков и людиков. По его территории в XIX в. пролегали два сухопутных почтовых тракта южной Карелии направлениями Петрозаводск — Олонец и далее на Санкт-Петербург и Олонец — Сердоболь (Сортавала).
Цель статьи — рассмотреть некоторые культурные явления жизни притрактового населения, сформировавшиеся под влиянием почтовой инфраструктуры. Под притрактовыми деревнями и притрактовым населением понимаются жители волостей, по территории которых проходили почтовые тракты[1]. В данном случае притрактовым населением являются жители Коткозерской, Рыпушкальской, Видлицкой и Неккульской волостей Олонецкого уезда. Хронологические рамки исследования ограничиваются концом XIX в. — первым десятилетием XX в.
Историографический базис рассматриваемого вопроса представлен рядом публикаций, посвящённых истории дороги и дорожного строительства. Среди основных работ в данном направлении следует назвать труд А. С. Кудрявцева «Очерки истории дорожного строительства в СССР»[2], где автор поэтапно раскрывает историю появления дорог на территории СССР, говорит о технологии строительства сухопутных дорог и отмечает их значение. Изучением формирования путей сообщения в Древнерусском государстве занимался Н. Н. Воронин[3]. Коллективная исследовательская работа «Дороги России. Страницы дорожного дела»[4] продолжает исследование становления сети сухопутных дорог страны. Особый интерес в рамках данной темы представляет труд О. Н. Катионова «Московско-Сибирский тракт и его жители в XVII–XIX вв.»[5], посвящённый особенностям жизни притрактового населения. Среди исследований сухопутных путей сообщения Карелии особое знание имеет научно-популярная работа «Дороги Карелии. С древнейших времён до наших дней»[6], в которой представлена история развития дорожного строительства и дорожного управления в республике. В целом исследования дорог Карелии носят фрагментарный характер. Сведения о существовавших дорогах встречаются в монографиях и статьях историков и этнографов[7].
В качестве источниковой базы по рассматриваемому вопросу послужили статистические публикации Олонецкой губернии[8], заметки губернских газет и архивные материалы Олонецкой уездной дорожной комиссии.
Таким образом, маркерами влияния трактов на жизнь олонецких карелов являются описываемые в статических источниках демографические показатели, расположение церквей и школ и промыслы притрактового населения.
В XVI в. сложились основные направления сухопутных путей Карелии[9], среди которых исследователи выделяют путь, тянувшийся с юга на север и связывавший Олонецкий погост с Ругозерским через селения Коткозеро, Святозеро, Святнаволок, погосты Селецкий и Паданский. Данный путь является основой для оформившегося в XVIII в. тракта Олонец — Петрозаводск. В XVII в. среди сухопутных дорог Карелии в источниках отчётливо выделяются и указываются интересующие нас тракты от Олонца на Сердоболь и уже упоминавшийся тракт от Олонца к северо-карельским погостам[10]. В XVIII в. началось почтовое сообщение между Петербургом и городами Карелии, в частности, в 1707 г. было открыто почтовое сообщение с г. Олонцом[11].
Согласно данным рапорта Олонецкой дорожной комиссии начала XIX в., интересующие нас дороги являлись официальными почтовыми трактами губернии[12]: Тракт Петрозаводск — Олонец был частью тракта государственного значения, связывавшего столицу Российской империи с губернским центром — г. Петрозаводском. По интересующей нас территории он проходил через селения Рыпушкальской и Коткозерской волостей. Протяжённость данного тракта равнялась 146 ¼ версты, из которых по территории Олонецкого уезда проходило 66 вёрст. Далее, по территории Неккульской волости того же уезда, тракт продолжался по направлению к Санкт-Петербургу. Этот участок равнялся 21 версте.
Тракт от города Олонца к Сердоболю по территории Олонецкой губернии пролегал по деревням двух волостей Олонецкого уезда — Рыпушкальской и Видлицкой. Он начинался в Олонце, а его концом условно считалась д. Пограничные Кондуши Видлицкой волости, так как именно в этой деревне оканчивалась территория Олонецкой губернии и проходила граница с Великим княжеством Финляндским. Протяжённость тракта равнялась 65 верстам. Одной из особенностей карельских деревень являлся гнездовой характер размещения[13], таким образом, вдоль рассматриваемого тракта находились четыре подобных кустовых поселения: Рыпушкальское, Ильинское, Тулоксинское и Видлицкое.
Для анализа численности притрактового населения были взяты данные статистического комитета МВД за 1873 и 1905 гг.[14] На 1873 г. по тракту Олонец — Сердоболь проживал 2871 человек, из них 1221 мужчина и 1650 женщин. К 1905 г. население увеличилось. Так, количество мужчин возросло до 1953 человек, женщин — до 2117, общее число проживавших в притрактовых деревнях составило 4070. Резкий рост населения за указанные годы произошёл в Видлицкой волости. Если в 1873 г. в притрактовых деревнях проживало 1539 человек, то к 1905 г. в тех же селениях стало 2673 жителя. Такой демографический скачок может быть связан не только с тем, что эти деревни располагались на тракте, который вёл в Великое княжество, но и с открытием в 1897 г. чугуноплавильного завода в Видлице[15] и улучшением в ней медицинской помощи в связи с открытием больницы в 1901 г.[16]. Это способствовало увеличению продолжительности жизни местных жителей. Кроме того, возможно, что произошла ошибка в подсчётах, которую могли допустить представители статистического комитета. Кстати, что касается логистики, завод в Видлице, принадлежавший «Акционерному обществу Путиловских заводов»[17], имел удобное расположение: Видлица связывалась сухопутным трактом через Олонец и водным путем по Ладожскому озеру с Санкт-Петербургом.
По тракту Олонец — Петрозаводск в Олонецком уезде находилось 15 населённых пунктов общей численностью 517 человек: 221 мужчина и 296 женщин. К 1905 г. прослеживается общее уменьшение количества населения в рассматриваемых притрактовых деревнях: мужчин стало 205, женщин 216. Интересен тот факт, что по левую сторону от тракта находилось большее количество деревень, расположенных по берегам рек и озёр, которые, однако, сухопутный тракт обошел стороной. Стоит отметить, что эти входившие в состав Коткозерской волости населённые пункты не имели церквей.
Тракт от Олонца на Санкт-Петербург, как было сказано выше, проходил по селениям Неккульской волости. На 1873 г. численность населения в данных деревнях была равна 1427 (685 мужчин и 742 женщины). К 1905 г. здесь, как и в Видлицкой волости, наблюдается рост населения. Общее число жителей стало равняться 1734 (810 мужчин и 924 женщины).
Таким образом, по данным статистического комитета МВД за 1905 г., в Олонецкой уезде проживало 39949 человек[18]. Из них 21 832 человека проживали в рассматриваемых притрактовых волостях, что составляло примерно 55 % населения от общего числа жителей уезда, при этом наиболее многочисленной из четырёх притрактовых волостей являлась Неккульская волость (7024 человек). Наименьшее число жителей проживало в Коткозерской волости (3294 человека). В притрактовых деревнях проживало приблизительно 33 % населения от общего числа жителей притрактовых волостей.
Необходимо обратить внимание на расположение церквей в Олонецком уезде. На 1873 г. в нём было зафиксировано 39 церквей, 29 часовен и три пустоши[19]. Три православные церкви располагались по тракту Олонец — Петрозаводск. В селениях, располагавшихся по тракту Олонец — Сердоболь, находилось восемь православных церквей, и по небольшому участку дороги на Санкт-Петербург располагалось пять церквей и четыре часовни. Вблизи указанных трактов также находились и пустоши — Важеозерская, имевшая три церкви, Андрусовская пустошь (две церкви) и Сяндебская пустошь (две церкви).
Интересно, что восемь церквей и девять часовен располагались в поселениях в бассейне р. Свирь. Кроме того, в деревнях Важинской и Мятусовской волостей находилось ещё двенадцать часовен и девять церквей. Очевидно, что Свирь играла важную экономическую роль для Олонецкой губернии. Эта река связывает Онежское озеро с Ладожским, по ней осуществлялось пароходное сообщение между Петрозаводском и Санкт-Петербургом, в летнее время перевозились товары в столицу империи. Зимой по побережью Свири проходила часть зимнего пути на Каргополь. Ещё в Средневековье по реке Свирь, через озера Онежское и Ладожское проходил главный торговый водный путь, связывавший Карелию с Новгородом[20]. Стоит отметить, что передвижение по рекам и озерам на деревянных лодках было весьма опасным, и потому наличие в районе крупного водного пути столь большого количества поселений, церквей и часовен кажется вполне обоснованным.
Однако по этнической принадлежности среди населения Мятусовской и Важинской волостей преобладали вепсы, что в рамках данного исследования заставляет нас вновь обратить внимание на карельское население Олонецкого уезда, преимущественно проживавшее в Неккульской, Рыпушкальской, Коткозерской, Видлицкой, Ведлозерской и Туломозерской волостях. На карельской территории большее количество церквей и часовен располагалось в притрактовых поселениях и волостях, что позволяет сделать предположение о влиянии трактов на религиозную жизнь карелов.
Важным показателем воздействия дороги на карельское население предстаёт также уровень его грамотности. В «Списке населенных мест Олонецкой губернии» за 1873 г. уделено внимание церквям и часовням в населённых пунктах. Однако в аналогичной публикации за 1905 г. предпочтение отдается уже расположению школ, а информация о церквях не прослеживается. В 1906 г., согласно данным Олонецкого губернского земства, в карельских волостях Олонецкого уезда насчитывалось 38 школ и четыре школы в г. Олонце[21]. Из них десять школ располагались в притрактовых деревнях[22]. В волостях, отдалённых от тракта (Ведлозерской и Туломозерской), находилось восемь школ, остальные функционировали в притрактовых волостях. Карелы Олонецкого уезда были заинтересованы в получении школьного образования и изучении детьми русского языка, т. к. это способствовало установлению продуктивных отношений с русским населением[23]. Так, к 1913 г. процент грамотного населения Олонецкого уезда составил 53,9 %[24].
Близость важных сухопутных путей сообщения сказывалась на занятиях местного населения, что особенно прослеживается в промысловой специфике. При анализе публикации статистического бюро Олонецкого губернского земства «Кустарные промыслы и ремесленные заработки крестьян Олонецкой губернии»[25] акцент был сделан на промыслах и ремеслах непосредственно связанных с дорогой: экипажном, кузнечном, сундучно-ящичном, корзиночно-коробочном, кожевенном и извозным.
В Олонецком уезде экипажным промыслом занимались 148 человек[26]. Ведущей в этой области была Рыпушкальская волость, где умельцев экипажного дела насчитывалось 52 человека[27], которые изготавливали кабриолеты, тарантасы, телеги, дровни, кибитки, тележные оси, колеса и сани. Лучшими мастерами колёсного промысла считались крестьяне деревни Нурмойлы Рыпушкальской волости Олонецкого уезда[28]. В Видлицкой волости производились кабриолеты и сани[29], а центром производства сёдел и хомутов в Олонецком уезде являлся Коткозерский погост[30]. В статистических публикациях, а также в периодической печати Олонецкой губернии отмечается, что мастерами Олонецкого уезда изготавливались лучшие фасоны экипажей. Считалось, что учителями для Олонецких карел были финны[31]. Реализовалась продукция экипажного промысла на ярмарках Олонца и Петрозаводска. Особый спрос на экипажи и сани олонецких умельцев существовал в Лодейнопольском уезде[32]. Местное население притрактовых деревень также приобретало средства передвижения лучшего качества[33].
Кузнечное дело было распространено по всему Олонецкому уезду и удовлетворяло в первую очередь нужды населения. В рамках дорожных промыслов и ремёсел кузнечное дело выполняет ряд важных функций: оковка зимних и летних экипажей, ошиновка колес и подковка лошадей. В Олонецком уезде жили мастера, занимающиеся тележным и кузнечным промыслами, они же выполняли столярные, кузнечные, слесарные и малярные работы. За такой навык ценились улванские крестьяне Рыпушкальской волости[34]. Всего кузнецов в Олонецком уезде проживало 101 человек, из них в Рыпушкальской волости — 13, в Видлицкой — 11, в Неккульской — 21 и в Коткозерской — 12[35].
В Олонецкой уезде в сундучно-ящичном и корзиночно-коробочном ремесле были заняты 24 человека[36]. Изготовлением туесов занимались мастера из Видлицкой и Коткозерской волостей, плетением корзин — во всех трёх притрактовых волостях[37]. В качестве ёмкости для хранения продуктов туеса использовались не только дома. Наполнив молоком или простоквашей, путники брали их в дорогу. За прочность и долгий срок службы карелами ценились плетёные из бересты корзины с крышками и дорожные кошели. Продукцию данного промысла сбывали на ярмарках Олонца и Петрозаводска, а крестьянам из Тулоксы и Видлицы удавалось продавать свои изделия в Финляндии[38].
В 1867 г. в Олонецком уезде возник новый промысел — плетение соломенных шляп[39]. Наиболее распространено оно было среди населения Неккульской волости. Оно было также известно жителям Рыпушкальской волости. По данным за 1905 г. в Олонецком уезде проживало 206 мастеров этого промысла[40]. Его особенность заключается в том, что он возник непосредственно под влиянием тракта и носил исключительно коммерческий характер — плетёные из соломы шляпы изготавливались для продажи в Санкт-Петербурге. Занимались плетением шляп преимущественно женщины и подростки. Соломенные шляпы Неккульской волости побывали на Парижской выставке 1900 г.[41], что позволяет судить о хорошем качестве соломенной продукции.
Наличие почтовых трактов в Олонецком уезде отразилось и на развитии кожевенного производства. Так, в притрактовых деревнях Видлицкой и Рыпушкальской волости, которые являлись центрами этот ремесла[42], находилось семь кожевенных заведений[43]. Из кожи изготавливали сапоги, шоры, сбрую. Проходившие по волостям тракты открывали возможность сбыта кожи и кожевенных изделий в Финляндию. Однако Олонецкие мастера зачастую уходили на заработки в Санкт-Петербург, соседние волости и губернии[44].
Извозный промысел, распространённый в Олонецкой губернии, являлся наиболее «дорожным». Как отмечает Иван Иванович Благовещенский, наибольшую выгоду в губернии от данного промысла имели именно крестьяне Олонецкого уезда[45]. Карелы занимались перевозкой грузов: от присвирских пристаней в Олонец, поставляли товары купцов и ремесленников на губернские ярмарки, в период строительства Видлицкого чугунно-плавильного завода перевозили необходимые для этого материалы. Занимались транспортировкой и торговлей товаров собственного производства (сено, рыба, ремесленные изделия) в Санкт-Петербург, Финляндию, соседние губернии. Занимались пассажирскими перевозками[46]. Функции извозчика в карельских семьях выполняли не только мужчины, но и мальчики, и замужние женщины[47]. Последние на телегах самостоятельно отправлялись с товарами в Финляндию[48].
Выполнение дорожной и гужевой повинности ложилось тяжелым бременем на плечи крестьян притрактовых деревень, отрывая их от текущих работ практически круглогодично[49]. Тем не менее почтовые тракты влияли на формирование характерной хозяйственной жизни населения притрактовых деревень и волостей. В первую очередь это нашло отражение в демографической ситуации: в притрактовых волостях и деревнях где было больше жителей по сравнению с отдалёнными от дорог населенными пунктами карелов Олонецкого уезда. Размещение церквей и пустошей по тракту или в относительной близости от него, позволяет судить о религиозной значимости данных местностей. Необходимость, вызванная стремлением достичь экономического благосостояния, отразилась в распространении грамотности среди подрастающего поколения и взрослого населения. В особенности тракты способствовали появлению и развитию промыслов, необходимых для удовлетворения нужд трактов. Наличие тракта открывало новые возможности для дополнительного заработка местного населения и способствовало повышению его мобильности, развитию торговли. Крестьяне Олонецкого уезда активно занимались извозным промыслом, отправлялись в Санкт-Петербург на заработки и вели торговые отношения с соседними губерниями.
Список литературы
Балагуров, Я. А. Приписные крестьяне Карелии в XVIII–XIX вв. / Я. А. Балагуров. — Петрозаводск : Карельское книжное издательство, 1962. — 351 с.
Благовещенский, И. И. Кустарная промышленность в Олонецкой губернии / И. И. Благовещенский, А. Л. Грязин // Олонецкие губернские ведомости. — 1895. — № 95. — С. 12.
Благовещенский, И. И. Кустарная промышленность в Олонецкой губернии / И. И. Благовещенский, А. Л. Грязин // Олонецкие губернские ведомости. —1895. — № 96. — С. 9–11.
Благовещенский, И. И. Кустарная промышленность в Олонецкой губернии / И. И. Благовещенский, А. Л. Грязин // Олонецкие губернские ведомости. — 1895. — № 97. — С. 11–13
Воронин, Н. Н. Средства и пути сообщения / Н. Н. Воронин // История культуры древней Руси / под общ. ред. Б. Д. Грекова и М. И. Артамонова. — Москва ; Ленинград : Изд-во АН CCCР, 1951. — Том I. Домонгольский период. Материальная культура / под ред. Н. Н. Воронина, М. К. Каргера, М. А. Тихановой. — С. 280–314.
Дороги Карелии : с древнейших времен до наших дней. — Санкт-Петербург : Лики России, 1999. — 197 с.
Илюха, О. П. Школа и детство в карельской деревне в конце XIX — начале XX в. / О. П. Илюха. — Санкт-Петербург : Дмитрий Буланин, 2007. — 304 с.
История Карелии с древнейших времен до наших дней / науч. ред. Н. А. Кораблев, В. Г. Макуров, Ю. А. Савватеев, М. И. Шумилов. — Петрозаводск : Периодика, 2001. — 944 с.
Катионов, О. Н. Московско-Сибирский тракт и его жители в XVII–XIX вв. / О. Н. Катионов. — Новосибирск : Новосибирский государственный педагогический университет, 2004. — 568 с.
Кудрявцев, А. С. Очерки истории дорожного строительства в СССР : в 2 т. / А. С. Кудрявцев. — Москва : Дориздат, 1957.
Макаров, Г. Н. Образцы карельской речи. Говоры ливвиковского диалекта карельского языка / Г. Н. Макаров, В. Д. Рягоев. — Ленинград : Наука, 1969. — 283 с.
М. Г. Салменижская волость / М. Г. // Олонецкие губернские ведомости. — 1866. — № 26. — С. 472– 474.
Пашков, А. М. История Карелии с древнейших времен до 1917 года : учебное пособие / А. М. Пашков. — Петрозаводск : Изд-во ПетрГУ, 2013. — Ч. 1. История Карелии с древнейших времен до конца XVII века. — 74 с.
Покровский, П. Корел, его был и занятия (Олонецкий уезд) П. Покровский // Олонецкие губернские ведомости. — 1873. — №6. — С. 66.
Понуровский, А. В. Историческая справка. Развитие медицины на территории Олонецкого уезда / А. В. Понуровский // ГБУЗ «Олонецкая ЦРБ» [Электронный ресурс]. — URL: http://crb.onego.ru/?page_id=1084. — (28.12.2018).
Тароева, Р. Ф. Материальная культура карел (Карельская АССР) : этнографический очерк / Р. Ф. Тароева. — Москва ; Ленинград : Наука, 1965. — 222 с.