ИЗ КАРЕЛИИ — С ЛЮБОВЬЮ. Профессору Хейкки Киркинену — 90 лет // Альманах североевропейских и балтийских исследований. Выпуск 2, 2017, DOI: 10.15393/j103.art.2017.782


Выпуск № 2

pdf-версия статьи

ИЗ КАРЕЛИИ — С ЛЮБОВЬЮ. Профессору Хейкки Киркинену — 90 лет

JUBILEE OF PROFESSOR HEIKKI KIRKINEN


 

Фото: https://www.sttinfo.fi/data/images/legacy/img/0323c220-e16e-11dd-870d-c9f896d35079.jpg (Johanna Viljakainen / STT Info Kuva)

 

В конце весны 1968 г. в университете Сорбонны, как и во всём Париже, было крайне неспокойно. Студенческие волнения захлестнули старейшее учебное заведение Франции. Бунтующие студенты захватили здание университета, отдыхали в аудиториях на матрацах и пили дешёвое вино. Среди них можно было видеть невысокого человека в дымчатых очках и с тростью в руках, который с огромным интересом наблюдал за развитием событий. Этим человеком был историк из Финляндии Хейкки Киркинен.

Каким образом учёный из далёкой от Франции северной страны оказался в крупнейшем французском университете во времена, когда глобализация научной деятельности ещё только зарождалась? Путь Хейкки Киркинена в Сорбонну был крайне необычен. Киркинен родился в 1927 г. в маленьком посёлке Куусъярви (с 1968 г. — г. Оутокумпу), расположенном в 50 км от г. Йоэнсуу, в провинции Северная Карелия. Детство Хейкки было тяжёлым. Мать, Анна, умерла, когда мальчику было только четыре года, а отец, Агапус, вынужден был продать свою землю и лавку за долги и зарабатывал на хлеб батрачеством. В раннем детстве Хейкки заболел костным туберкулёзом и более восьми лет лечился. В результате болезни он охромел и по этой причине впоследствии не расставался с тростью.

Свой «путь к Сорбонне» будущий профессор начал в народной школе Куусъярви. Здесь преподавала семейная пара по фамилии Койстинен, которые первыми обратили внимание на желание мальчика учиться и на его способности. Они же нашли ему «спонсора» для продолжения учёбы. В Северной Карелии в то время работал предприниматель Густаф Б. Торден, который основал благотворительный фонд для жителей провинции. Учителя выхлопотали для Хейкки стипендию этого фонда, позволившую ему продолжить образование. В 1941 г. Киркинен поступил в городской лицей Йоэнсуу, сразу во второй класс.

После окончания лицея в 1949 г. он поехал учиться в университет г. Хельсинки, в котором за два с половиной года выполнил программу бакалавра по специальности «история». Ещё в лицее Хейкки выучил французский язык и в конце своей учёбы в университете получил стипендию для обучения во Франции. Так в 1952 г. состоялось его первое знакомство с Сорбонной.

После окончания университета, с 1952 по 1960 г., Хейкки Киркинен преподавал историю в православной духовной семинарии г. Йоэнсуу. Одновременно он продолжал учёбу и работал над докторской диссертацией. В Париже молодой учёный увлёкся историей идей и изучал её под руководством крупнейших специалистов. В результате в 1960 г. Киркинен защитил диссертацию, название которой можно перевести примерно следующим образом: «Происхождение современной концепции человека-машины. Проблема представления о душе во Франции в период царствования Людовика XIV (1670—1715)». Диссертация была написана на французском языке, а защита происходила в Университете Хельсинки.

После защиты Хейкки Киркинен примерно два года преподавал историю в педагогическом институте в Ювяскюля, а в 1962—1966 гг. работал младшим научным сотрудником в государственном комитете гуманитарных наук. В конце 1960-х гг. в Сорбонне была основана должность «приглашённого профессора» по линии финского языка, литературы и культуры. На эту должность был приглашён Киркинен, ставший к тому времени доцентом университетов Ювяскюля и Хельсинки. Работа в Париже началась в 1966 г. и закончилась в 1970 г. Именно тогда Киркинен стал свидетелем студенческих волнений, захлестнувших французскую столицу в 1968 г. О бурном времени, проведённом в стенах Сорбонны, Хейкки вспоминал с огромной теплотой все последующие годы. Впоследствии ему удалось поработать в Париже ещё несколько лет: в 1984—1985 гг. его вновь приняла Сорбонна, а в 1988—1989 гг. он работал в качестве приглашённого профессора в Практической школе высших исследований (École pratique des hautes études).

Францию можно назвать «второй любовью» Хейкки Киркинена, поскольку его «первой любовью» была родная Карелия. Именно Киркинен поднял исследования по истории Карелии на совершенно новый уровень, создал ту базу, которой и сегодня пользуются исследователи как в Финляндии, так и в России. В 1969 г. в Йоэнсуу был основан институт, который в 1984 г. преобразовали в университет. Киркинен начал в нём работу исполняющим обязанности профессора истории в 1970 г. В следующем году он был избран на должность профессора и одновременно стал временно исполняющим обязанности ректора института. Профессором истории Киркинен проработал 20 лет, вплоть до 1990 г. Ректором же он пробыл в течение десяти лет, оставив эту должность в 1981 г.

За десять лет руководства институтом в Йоэнсуу Киркинен превратил это учебное заведение в ведущий центр по исследованию карельской истории и культуры. Был организован Карельский научный центр, филиал в Савонлинне, исследовательская станция в Мекриярви. Открывались новые учебные линии. Когда Киркинен начинал трудиться здесь в качестве ректора, в институте было всего около 300 студентов, а концу его ректорской деятельности их число достигло 3000. Одновременно велась упорная борьба с другими высшими школами за право организации университета. Сам Хейкки вспоминал, что в эти годы ему нередко приходилось очень трудно.

Как руководитель Киркинен представлял собой довольно-таки авторитарную личность, но он не уклонялся и от полемики. Кроме научной и административной деятельности он вёл чрезвычайно активную общественно-политическую жизнь, выступая за развитие родной провинции Северная Карелия. Яркость и публичность образа Хейкки Киркинена привела к тому, что в общественном мнении институт г. Йоэнсуу начал устойчиво ассоциироваться с его именем. На выборах ректора прочие кандидаты не имели никаких шансов на победу, поэтому перед очередными выборами весной 1981 г. Киркинен заблаговременно объявил об уходе с поста ректора, обосновав своё решение проблемами со здоровьем. Кроме того, он вновь хотел вплотную заняться наукой.

Впрочем, Киркинен не забывал науку и в бытность свою ректором. Именно в период ректорства, в 1976 г., вышла в свет заключительная книга трилогии по истории Карелии «Karjala taistelukenttänä. Karjala idän ja lännen välissä II» («Карелия как поле битвы. Карелия между западом и востоком II»). Первая книга из этой серии «Karjala idän kulttuuripiirissä» («Карелия в сфере восточного культурного влияния») была издана ещё в 1963 г., а вторая книга «Karjala idän ja lännen välissä I. Venäjän Karjala renessanssiajalla (1478—1617)» [«Карелия между западом и востоком I. Российская Карелия в эпоху Ренессанса (1478—1617)»] — в 1970 г. Эти три книги являли собой комплекс исследований, в котором история Карелии и карельская культура представлялись в совершенно новом свете. Ещё учась в университете в Хельсинки, Хейкки Киркинен под влиянием профессора Пентти Ренвалля увлёкся философскими проблемами исторической науки. Опираясь на философские подходы в рассмотрении процессов исторического развития народов и культур, Киркинен призывал рассматривать эти процессы «изнутри». Именно с этих позиций он описывал и историю карельского народа. Кроме того, в своих трудах по истории Карелии Киркинен впервые широко использовал материалы российских архивов.

За весь период активной научной деятельности Хейкки Киркинен издал около двух десятков монографий и сотни статей. Научные интересы профессора Киркинена не ограничивались только историей Карелии. Он уделял большое внимание в своих работах малым народам вообще, писал об их культурной, религиозной и этнической идентичности. Из научного наследия Киркинена видно, что он писал труды и по истории России, занимался проблемами регионального развития и много внимания уделял т. н. исторической философии, пытаясь понять и объяснить глобальные процессы развития человеческого общества. Именно этой теме посвящена последняя монография Киркинена «Termiitti vai enkeli? Ajatuksia kulttuurievoluutiosta» («Термит или ангел? Мысли об эволюции культуры»), увидевшая свет в 2002 г.

Интерес к истории Карелии привёл к установлению тесных контактов с советскими исследователями. Киркинен был близко знаком со многими историками, работавшими в Петрозаводске. В бытность ректором он часто приглашал учёных из Советского Союза. Например, в 1976—1980 гг. в Йоэнсуу работал в должности приглашённого профессора доктор филологических наук С. И. Шешуков из Московского педагогического института.

Особенно тесные связи у профессора Киркинена сложились с Петрозаводском. Киркинен был частым гостем в Петрозаводском университете, а карельские учёные ездили по его приглашениям в Финляндию. Примером таких контактов может служить первая церемония присуждения почётных званий, проведённая в Йоэнсуу в 1979 г. в честь десятилетнего юбилея основания института. На ней торжественно были возведены в степень почётных профессоров института несколько иностранных учёных. В их числе был и заведующий сектором истории карельского Института языка, литературы и истории А. С. Жербин. А в 2000 г. Киркинен сам был избран почётным профессором Петрозаводского государственного университета.

Киркинен приложил немало усилий для укрепления контактов между финской и российской Карелиями и как общественный деятель. В частности, именно он сыграл большую роль в открытии пограничного пункта в Вяртсиля для туристических поездок. Глубоко верующий человек, он активно участвовал и в деятельности Финской православной церкви. Благодаря ему в Йоэнсуу была организована кафедра теологии. До сих пор это единственное место в Финляндии, где можно получить образование, необходимое для посвящения в сан православного священника. Не забывал он и духовную семинарию, лектором которой являлся на заре своей профессиональной деятельности.

Природа наградила Хейкки Киркинена не только острым умом, но и музыкальными способностями. Он получил музыкальное образование и сам сочинял музыку. Увлечение карельской культурой привело к тому, что Киркинен написал несколько песен на стихи из «Калевалы». Чрезвычайно общительный по характеру профессор был «душой общества» как в научных и общественных кругах, так и на студенческих вечеринках, которые он посещал с огромным удовольствием. Киркинен обожал природу Карелии и был страстным любителем рыбной ловли, пока позволяло здоровье. На своей непритязательной даче вблизи Йоэнсуу он держал небольшую лодку, сделанную местным умельцем по карельским традициям, на которой бесстрашно выходил на озеро ставить и проверять сети даже при сильном волнении.

Профессор Киркинен был знаком со многими известными политиками, лично общался с президентами Кекконеном и Койвисто, переписывался с крупнейшими деятелями науки своего времени. За свои заслуги он награждён несколькими медалями Финляндии и Франции, в России получил звание почётного профессора, не раз отмечался различными премиями и прочими наградами. В 1992 г. Киркинен был избран членом Европейской академии наук и искусств, представлял Финляндию в ЮНЕСКО и в Европейском Союзе. Хейкки Киркинена называют «классиком» исследований по истории Карелии, и хотя некоторые его результаты не всегда можно считать бесспорными (особенно в свете современных идей), он, безусловно, представляет собой весьма значительную фигуру в развитии как исторической науки, так и общественно-политических отношений на «границе между Востоком и Западом».

Юрий Шикалов


Просмотров: 349; Скачиваний: 82;

DOI: http://dx.doi.org/10.15393/j103.art.2017.782