НОВОЕ СЛОВО В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СКАНДИНАВИСТИКЕ // Альманах североевропейских и балтийских исследований. Выпуск 2, 2017, DOI: 10.15393/j103.art.2017.781


Выпуск № 2

pdf-версия статьи

НОВОЕ СЛОВО В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СКАНДИНАВИСТИКЕ

A NOVEL APPROACH TO SCANDINAVIAN STUDIES IN RUSSIA


В Институте мировой литературы им. А. М. Горького 17 октября 2017 г. состоялась защита кандидатской диссертации Виктории Вячеславовны Пешковой «У истоков норвежской прозы: жанровое своеобразие романов Маурица К. Хансена»[1]. Диссертация посвящена теме, которая слабо разработана не только в отечественном, но и в норвежском литературоведении, что обуславливает её научную новизну. Автор обращается к изучению вклада Маурица Кристофера Хансена в формирование современной норвежской прозы. В работе анализируются три наиболее известных произведения писателя: «Отар Бретонский. Сказка о рыцаре», «Сага о Хильде», «Убийство механика Рольфсена. Криминальное происшествие в Конгсберге». В. В. Пешкова рассматривает их своеобразие и называет писателя основоположником норвежского национального романтического, исторического, детективного романа и крестьянского рассказа. Новеллистика М. К. Хансена, по мнению автора диссертационной работы, характеризуется наличием «готической атмосферы» и детективной коллизии. Исследовательница, опираясь на классические теоретические труды А. Н. Веселовского и М. М. Бахтина, а также на работы отечественных и зарубежных скандинавистов, прослеживает творческую эволюцию писателя от лирики и драматических произведений к прозе.

В первой главе автор раскрывает особенности литературы Норвегии в XIX столетии: от становления независимой культуры Норвегии отдельно от Дании до развития реалистической традиции в творчестве М. К. Хансена. Большое внимание уделяется общелитературному контексту: В. В. Пешкова кратко характеризует наследие наиболее значительных писателей и определяет, в чём состоит новаторство М. К. Хансена, а в чём  — следование сложившейся традиции.

Во второй главе рассматриваются отличительные черты «готического романа». По мнению автора исследования, М. К. Хансен в романе «Отар Бретонский. Сказка о рыцаре» продолжает средневековую традицию, развивая её и переосмысливая в духе начала XIX в. Роман наполнен традиционной для средневекового романа символикой, играющей объединяющую роль в сюжете. Проанализировав сюжетные мотивы и систему персонажей, пространственно-временную организацию романа, автор доказывает присутствие в нём черт и «романа воспитания, рыцарского романа с его сказочным хронотопом, легендами и условным художественным пространством» (С. 62). В. В. Пешкова показывает эволюцию главного героя романа, этапы становления характера: от недостойного поведения к нравственному возрождению.

М. К. Хансен являлся также новатором в литературе, воспевающей национальное прошлое Норвегии. Интерес к подобной тематике возник в 30-е гг. XIX в. В третьей главе В. В. Пешкова рассматривает роман М. К. Хансена «Сага о Хильде» и отмечает, что писатель, следуя наметившейся тенденции, кладёт в основу произведения саговый сюжет, однако переосмысливает его в романтическом ключе. Автор исследования находит в сюжете, системе персонажей черты романтического произведения: двоемирие (оппозицию мира людей и мира богов), ситуацию нравственного выбора главного героя между добром и злом, «представление о противоборстве... порока и нравственности, свободы и несвободы» (С. 112).

В четвёртой главе В. В. Пешкова анализирует литературную традицию поэтического реализма, характерную для скандинавской литературы 1840-х гг. В русле этой тенденции создан роман М. К. Хансена «Убийство механика Рольфсена». Характер героя произведения определяется здесь уже не романтическими тайнами или средневековой религиозностью, но средой и обстоятельствами. «Убийство механика Рольфсена» — также один из первых скандинавских исторических детективных романов. Сюжет о преступлении позволяет заглянуть писателю в потаённые закоулки приватной жизни маленького городка. М. К. Хансен, изображая современную ему норвежскую действительность, меняет своей творческий метод. Усиливается психологизм его повествования, он полностью отказывается от «готической» традиции и изображает актуальные социальные проблемы: «писатель больше не верит в возможность нравственного возрождения человека, любовь подменяется выгодой, тщеславными интересами, а подлинное чувство обречено на гибель...» (С. 133).

В. В. Пешкова доказывает, что в каждом анализируемом произведении присутствуют элементы различных литературных направлений: просвещения, предромантизма, романтизма, но постепенно в творчестве писателя происходит поворот к реалистическому изображению действительности. Автор исследования приходит к выводу, что для творчества М. К. Хансена характерна трансформация традиционных для Норвегии литературных жанров: готического романа, саги. В его романах появляется новое содержание: изображение повседневной жизни общества, освещение насущных социальных проблем. В частности, особенностью романа «Сага о Хильде» (третья глава) является намеренное отступление автора от саговой традиции повествования, а образы героев романа наполняются новым содержанием.

Работа Виктории Вячеславовны Пешковой «У истоков норвежской прозы: жанровое своеобразие романов Маурица К. Хансена» вносит значительный вклад в осмысление развития норвежской национальной литературы и скандинавской литературы в целом. Это, несомненно, новое слово в отечественной скандинавистике.

Е. Г. Сойни, И. С. Маташина




Просмотров: 184; Скачиваний: 61;

DOI: http://dx.doi.org/10.15393/j103.art.2017.781